Южный вектор «Восточного партнерства»

Помнится, почти 5 лет назад группа наших журналистов встречалась в подмосковной Барвихе с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым. Вопросов к нему было много, отвечал на них Дмитрий Анатольевич обстоятельно
Помнится, почти 5 лет назад группа наших журналистов встречалась в подмосковной Барвихе с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым. Вопросов к нему было много, отвечал на них Дмитрий Анатольевич обстоятельно. Но когда последовал вопрос об участии нашей страны в программе ЕС «Восточное партнерство» и отношении к этому факту России, ответ Медведева был примерно таковым: это личное дело Беларуси, разумеется, однако особого смысла в этом «Восточном партнерстве» Россия не видит… Прошло время, и, возможно, сегодня российское руководство по-иному оценивает эту инициативу ЕС в отношении 6 стран бывшего СССР. Что же касается белорусской стороны, то она никогда не рассматривала свое участие в «Восточном партнерстве» как альтернативу организациям, образованным на постсоветском пространстве. Об этом не раз заявлялось с самых разных трибун. Ну а если говорить о смысле, то, например, программа приграничного сотрудничества стран-участниц может быть очень полезной для них. А Европа накопила немалый опыт в этом и готова им поделиться.

Вот как раз поговорить о смысле и обозначить конкретные шаги в реализации программы территориального сотрудничества «Беларусь — Украина» и слетелись недавно в Тбилиси члены рабочей группы, в составе которой были представители властных органов, негосударственного сектора, гражданского общества, независимые эксперты. Этот документ был подготовлен совместно под руководством Министерства иностранных дел Беларуси и Министерства экономического развития и торговли Украины. Обеими сторонами уже сформирована рабочая группа, которая разработала совместную операционную программу. А ее участниками стали Брестская и Гомельская области Беларуси и Волынская, Ровенская, Житомирская, Киевская и Черниговская области Украины. Общая площадь территории, попадающей, так сказать, под это «программное обеспечение», составит 203 200 кв. км, здесь проживают свыше 9 миллионов человек.

— Сотрудничество приграничных регионов Беларуси и Украины может оказаться полезным для решения некоторых задач, которые самостоятельно каждой из стран решить сложно, а может быть, даже и невозможно, — уверен Алексей Секарев, руководитель группы экспертов программы территориального сотрудничества стран «Восточного партнерства». — Что имеется в виду? Например, мероприятия, проводимые в одной стране, могут быть обременительными и даже пагубными для приграничного региона другой. Вот такие риски и можно предотвратить или устранить путем совместных действий.

Но иногда эти мероприятия, о которых говорил Алексей, могут обеспечивать и какое-то дополнительное преимущество другой стороне. Это тоже важно учитывать, реализуя Программу территориального сотрудничества. Другими словами, подобные программы раскрывают потенциал по обе стороны границы.

— Любая идея, которая нацелена на региональное развитие, может получить финансирование со стороны ЕС, — уверен Алексей Секарев. — Важно помнить одно: программа лишена политического контекста, ее участниками не могут быть политические партии и религиозные организации, а общественные организации, представители гражданского общества, а также райисполкомы и райсоветы — пожалуйста.

Вот как раз по поводу «органов власти на местах» высказался один из участников заседания, представляющий общественную организацию из Бреста. По его мнению, негосударственный сектор должен иметь преимущества и в первую очередь поддерживаться за счет грантов ЕС, так как он лишен госфинансирования, которое есть у органов власти. Предложение брестчанина не прошло.

— Надо научиться сотрудничать с органами власти, — посоветовала Любовь Паливода, эксперт программы территориального сотрудничества стран «Восточного партнерства». — Ибо жить в стране и быть независимым от власти невозможно.

Кстати, ориентировочный объем финансирования программы сотрудничества между Беларусью и Украиной составит 3,3 млн. евро. Примерно половину этой суммы планируется пустить на поддержку проектов, направленных на улучшение условий жизни, а вторую половину — на культуру, образование, спорт… Ну, и на решение общих проблем.

В Тбилиси белорусская и украинская стороны сверили позиции и предварительно приняли совместную операционную программу, а ее окончательное утверждение состоится в сентябре в Гомеле.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter