Юридический практикум

Отвечает начальник юротдела Белкоопсоюза Наталья Шнигир

Оплате подлежат рабочие дни, приходящиеся на период болезни

Я оформила социальный отпуск без сохранения заработной платы, однако за 3 дня до его начала заболела. Имею ли я право на пособие по временной нетрудоспособности?

ПАШУТИНА В.В., д. Вишневка

В соответствии с подпунктом 26.6 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 №1290, пособие по временной нетрудоспособности за период отпуска без сохранения заработной платы не назначается.

В случае если временная нетрудоспособность наступила до начала социального отпуска или социальный отпуск без сохранения заработной платы заканчивается раньше, чем период временной нетрудоспособности, рабочие дни, не припадающие на период социального отпуска, оплачиваются в общем порядке: в размере 80 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности.

Однако если в связи с болезнью использовать социальный отпуск по его назначению нет возможности, вы имеете право обратиться к нанимателю с просьбой прервать социальный отпуск. В случае удовлетворения просьбы оплате будут подлежать все рабочие дни, приходящиеся на период временной нетрудоспособности.

Если потребовали представить декларацию

Имеет ли право налоговая инспекция потребовать представить декларацию о доходах и имуществе? За какой период? Я в настоящее время нахожусь за пределами республики. Как урегулировать данную ситуацию?

КОХАНОВИЧ С.М., г. Брест

Декларирование доходов и имущества в Республике Беларусь в настоящее время осуществляется физическими лицами в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2003 года № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» (с изменениями и дополнениями).

Статьей 12 данного закона предусмотрено, что декларирование доходов и имущества может осуществляться путем представления физическими лицами деклараций о доходах и имуществе по письменному требованию налоговых органов. При этом такое требование может быть предъявлено на основании письменного запроса органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, прокуратуры.

В Республике Беларусь налоговые органы, иные государственные органы (организации), в которые представляются декларации о доходах и имуществе, осуществляют контроль за соблюдением порядка декларирования, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе.

Налоговые органы, кроме того, осуществляют контроль за соответствием расходов физического лица доходам, заявленным в декларации о доходах и имуществе, представленной по требованию налоговых органов. Сопоставление сумм расходов и доходов физического лица, представившего декларацию о доходах и имуществе, проводится на основании сведений, указанных этим лицом в декларации о доходах и имуществе, и информации, имеющейся в налоговом органе.

При этом статьей 12 закона установлено, что налоговые органы вправе требовать представления декларации о доходах и имуществе за полный календарный год или несколько полных календарных лет, но не более чем за десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором направляется письменное требование.

В случае невозможности представления декларации о доходах и имуществе в установленный срок физическое лицо обязано не позднее чем за три календарных дня до наступления указанного в письменном требовании срока подать в налоговый орган, истребовавший декларацию, заявление с указанием причин ее непредставления. В заявлении также указывается срок (определяемый календарной датой) представления декларации о доходах и имуществе.

Должностное лицо налогового органа, истребовавшего декларацию о доходах и имуществе, письменно уведомляет физическое лицо о продлении срока представления декларации либо делает отметку о таком продлении на двух экземплярах письменного требования. При этом срок представления декларации о доходах и имуществе может быть продлен не более чем на три месяца со дня получения физическим лицом письменного требования о ее представлении.

Декларация о доходах и имуществе может быть представлена физическим лицом лично. При отсутствии такой возможности декларация может быть подана через своего уполномоченного представителя либо по почте. При направлении декларации о доходах и имуществе по почте днем ее представления является дата почтового отправления.

На заметку организациям потребкооперации

На сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь размещен реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Названный реестр создается на основании Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», который вступил в силу с 1 января 2013 года.

Субъекты хозяйствования включаются в реестр лжепредпринимательских структур на основании информации и документов, представленных инспекциями Министерства по налогам и сборам, Комитетом государственного контроля, Министерством финансов и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами. В этих документах подтверждается наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 488, по которым субъектов хозяйствования относят к субъектам с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Так, в частности, основаниями для включения в реестр являются наличие признаков лжепредпринимательства в деятельности субъекта предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу приговором суда, наличие фактов использования бланков строгой отчетности и счетов субъекта в совершении преступлений.

Субъект предпринимательской деятельности подлежит включению в реестр, если фактически от его имени действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством.

Основанием для включения в реестр является также и факт расположения субъекта не по месту нахождения, указанному в учредительных документах (в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и неуведомления в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения и непредставление при этом без уважительных причин документов, запрашиваемых уполномоченными органами, и неявка по вызовам (приглашениям) этих органов. В указе содержатся и другие основания.

При устранении допущенных нарушений деловая репутация субъекта хозяйствования восстанавливается.

Во избежание фактов заключения хозяйственных договоров с указанными субъектами хозяйствования организациям потребкооперации необходимо репутацию контрагентов по сделкам сверять с указанным реестром.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter