Юридический практикум

Отвечает начальник юротдела Белкоопсоюза Наталья Шнигир

Мониторинг не проверка, но все же…

Каково правовое регулирование проведения контролирующими органами мониторингов? Правомерно ли их осуществление без занесения сведений в книгу учета проверок? Могут ли по результатам мониторинга применяться меры ответственности?

РОЗУМ В.Ю., г. Витебск

Такая форма контрольной (надзорной) деятельности, как мониторинг, предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Мониторинг предполагает проведение анализа и оценки деятельности субъекта мониторинга в целях выявления причин, способствующих совершению правонарушений, и принятия мер по их пресечению при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок проведения контролирующими (надзорными) органами мониторинга регулируется соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009

№ 510 (с изменениями и дополнениями) «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Пунктом 2 названного Положения предусмотрено, что мониторинг — это форма контроля (надзора), которая осуществляется без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. Таким образом, у должностного лица органа, проводящего мониторинг, отсутствуют права и обязанности, которые ему предоставлены при проведении проверок, т.е. не требуется оформлять предписание, вносить сведения в книгу учета проверок, ставить в известность субъекта мониторинга о проведении мониторинга, знакомить его с результатами проведенного мониторинга и т.д.

Однако основанием для проведения мониторинга является решение руководителя контролирующего (надзорного) органа.

При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта мониторинга, являющиеся общедоступными (магазины, столовые, рестораны, кафе, рынки и др.), использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора) — только с согласия организации, подвергшейся мониторингу.

В случае выявления в ходе проведения мониторинга нарушений, не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, организации, подвергшейся мониторингу, в течение двух рабочих дней с момента окончания мониторинга вручаются под роспись либо направляются заказным письмом с уведомлением о получении рекомендации по их устранению.

Организация, получившая рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), вправе добровольно их устранить и проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган в установленный им срок. В этом случае меры ответственности к субъекту и (или) его должностным лицам не применяются.

Однако если имеют место нарушения, создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, а также при повторном выявлении нарушений лица, виновные в их совершении, подлежат привлечению к ответственности. Кроме того, при обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа выносится предписание о приостановлении (запрете) деятельности, связанной с указанным правонарушением. При этом устанавливается срок информирования контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку, об устранении выявленных нарушений.

Несмотря на то что на мониторинг и не распространяются требования, установленные для проведения проверок, в случае неустранения выявленных в ходе мониторинга нарушений руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа может назначить в установленном порядке внеплановую проверку.

-----------------------------------------------

Культурную ценность выставим на аукцион по рыночной стоимости

Находящееся в хозяйственном ведении унитарного предприятия здание является историко-культурной ценностью. В каком порядке следует проводить оценку в случае его продажи? Является ли обязательным проведение аукциона?

ПОЛЯНИЧКО М.И., г. Гомель

Порядок оценки стоимости историко-культурных ценностей регулируется Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19.04.2007 № 190 (в ред. от 30.12.2011 № 621).

Согласно данному Положению исполнителем оценки историко-культурных ценностей признано Министерство культуры, обеспечивающее проведение оценки культурных ценностей Белорусским республиканским научно-методическим советом по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры.

При отчуждении историко-культурных ценностей проведение оценки их стоимости является обязательным.

Для проведения оценки вашей организации необходимо заключить гражданско-правовой договор с исполнителем оценки.

В договоре на проведение оценки стоимости культурных ценностей должны быть указаны: наименование культурных ценностей и их индивидуальные признаки; предмет договора; стоимость услуг исполнителя оценки, срок и порядок их оплаты; срок представления результата оценки; цель оценки стоимости; дата оценки стоимости; наименование валюты, в которой проводится оценка стоимости; права и обязанности сторон; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных в договоре.

Результат оценки стоимости представляется заказчику в форме заключения об оценке стоимости историко-культурных ценностей с приложением отчета о такой оценке.

В случае вашего несогласия с заключением Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры об оценке стоимости культурных ценностей данное заключение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Министерство культуры.

Если ваша организация не согласится с решением, принятым по данному вопросу Министерством культуры, спор разрешается в судебном порядке.

Оценка стоимости историко- культурной ценности осуществляется исходя из рыночного метода оценки.

Согласно Положению об отчуждении имущества организациями потребкооперации, отчуждение недвижимого имущества, расположенного в районных и областных центрах, городах областного подчинения, производится путем проведения аукциона. По объектам, расположенным в иных населенных пунктах, решение о способе их продажи принимает собственник.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter