МВФ сигнализирует о росте протестов до 2022 года в 75 странах, включая США

Явка с повинной

Запад долгое время считал протесты делом управляемым. В 1983 году тогдашний директор ЦРУ Уильям Дж. Кейси даже передал в кабинет президента Рональда Рейгана отчет «Признаки политической нестабильности в ключевых странах». Авторы оправдывали свой интерес к дестабилизации тем, что, дескать, «американские политики должны знать, какие страны созрели для революции и восстания». Но бумеранг вернулся. И теперь аналитики анализируют признаки политической и экономической нестабильности в собственных странах. 

«Антиковидные» протесты стали частым явлением на улицах европейских городов.

Триггером — но только триггером, фундаментальные причины лежат гораздо глубже — стала пандемия. Прогноз о том, каким будет мир после COVID, обнародовали экономисты из МВФ Филип Барретт и София Чен, которых цитирует авторитетное американское издание Project Syndicate. Их выводы отражают собранные в 130 странах данные о 569 эпизодах общественных беспорядков с ­1980-х по 2020 год, а также о почти 11 тысячах международных эпидемий и стихийных бедствий с 1990-го.

Предупреждение о грядущей политической и социальной нестабильности исходит из анализа, проведенного глобальной консалтинговой группой Verisk Maplecroft, которая использует аналогичные МВФ метрики для оценки вероятности протестов, возникающих во всем мире.
«Индекс гражданских беспорядков» отследил причины и последствия беспорядков в 198 странах, оценивая риски для предприятий на уровне страны и провинции. В декабре индекс сигнализировал о вероятности роста протестов до 2022 года в 75 странах, включая США.
Аналитики пишут, что всплеск нестабильности «произойдет на фоне болезненного восстановления экономики после пандемии, которое, вероятно, вызовет недовольство населения правительствами, находящимися у власти». 

Показательным примером является вакцинация. Всемирная организация здравоохранения информирует о том, что по состоянию на середину февраля граждане почти 130 стран еще не получили первую дозу вакцины. Даже в Индии, которая является лидером среди развивающихся стран и крупнейшим производителем вакцин в мире, по состоянию на 17 марта прививки получили только 2,2 процента населения.

«Горячие» головы полиция остужает водометами.

Но главная опасность исходит от экономики. В октябре прошлого года Всемирный банк дал прогноз, что в ­2020-м пандемия приведет к крайней нищете 115 миллионов человек. И недавние прогнозы показывают, что около 85 развивающихся стран могут не получить достаточное количество вакцин для защиты своего населения в течение следующих двух-трех лет. 
Проще говоря, резюмирует Project Syndicate, пандемия обострила экономические разногласия, они непропорционально затронут страны, в которых этническая, классовая и кастовая напряженность уже была достаточно высокой.
Маленькая, но важная деталь — это предупреждение сделал в своей статье Кент Харрингтон, бывший старший аналитик ЦРУ, экс-руководитель резидентуры в Азии. Этот человек знает о протестах не понаслышке. Теперь его опыт вполне приложим и к «инициаторам» протестов. Достаточно вспомнить атаку на Капитолий, а также воскресные марши недовольных в Амстердаме, Берлине, Париже…

Западным аналитикам не остается ничего другого, как признать и собственную вину в развитии этих событий.

В этой связи уместно процитировать и другое американское издание The National Interest. Его аналитики практически подтвердили предупреждение Александра Лукашенко насчет усиливающейся милитаризации нашего континента. Они написали в своей статье следующее:

— Американским бомбардировщикам, которые регулярно летали вдоль российских флангов, теперь впервые разрешили «обустроиться» в Норвегии. Точно так же недавно, после крупнейших учений ­НАТО со времен окончания холодной войны, в европейские воды заходили самые передовые американские подводные лодки. Войска США, включая танки и ударные вертолеты, регулярно, чего не было ранее, размещают в странах Балтии, теперь они постоянно присутствуют и в Польше. А американские беспилотники осуществляют патрулирование вдоль «чувствительного» южного фланга России, в том числе в пределах Украины и по всему периметру Крымского полуострова. 

Оправданы ли эти шаги в сторону эскалации? Это второй вопрос, на который должны ответить западные политики после явки с повинной.

Ирина ­МАРКОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter