Успешно начали год белорусские экспортеры в сфере АПК

Январский экспорт в разрезе

Успешно начали год белорусские экспортеры в сфере АПК. За январь поставки предприятий Минсельхозпрода на внешний рынок выросли на 10 процентов по сравнению с первым месяцем 2018-го. Зарубежным потребителям реализовано сельхозпродукции и продуктов питания более чем на 412 миллионов долларов.

pixabay.com

По товарным позициям ситуация сложилась неоднозначная. Наилучшим образом она выглядит по рапсовому маслу — прибавка в 2,6 раза, животному маслу — полтора раза. На треть больше в денежном выражении реализовано сухого обезжиренного молока, четверть — яиц, 20 процентов — сыров. Экспорт мясопродуктов, наоборот, сократился. В том числе колбасных изделий — на 30 процентов, говядины — 20. Зато возросли продажи свинины, птицы и готовых мясных изделий.

По словам заместителя начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Ксении Мелешко, продолжилась диверсификация экспорта. Доля России уменьшилась с 85 процентов до 79. Зато возросли поставки в страны СНГ, Азии и Океании. Наиболее существенный прогресс в торговле с Китаем: продажи туда по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились в 3,4 раза, в основном за счет молочных продуктов.

Государство ставит задачу весь экспорт Беларуси распределить примерно поровну между ЕАЭС, ЕС и странами дальней дуги. Конечно, с продажами продовольствия ситуация немного иная. Россия и дальше будет основным покупателем. Это обусловлено и развитыми долгосрочными связями между белорусскими производителями и российскими потребителями, и хорошей логистикой, и благоприятной конъюнктурой рынка.

Пробиться в ЕС с продуктами архисложно. Там их некуда девать. Поэтому для защиты своих производителей Евросоюз ставит всевозможные препятствия. Таможенные пошлины по многим видам молочной продукции составляют львиную долю стоимости товара, и он становится неконкурентоспособным. Но это вовсе не означает, что надо опустить руки. Некоторые наши переработчики находят ниши, реализуют казеин или молочную сыворотку. Необходимо и остальным активнее думать головой и толкаться локтями.

Конечно же, наиболее перспективны рынки дальней дуги. Заместитель генерального директора ОАО «Савушкин продукт» Елена Бабкина сообщила: в этом году внешние поставки предприятия возросли на 14 процентов. Несомненно, основным покупателем остается Россия. Но прибавка достигнута преимущественно за счет продаж в дальние страны, главным образом в Китай.

Волковысское ОАО «Беллакт» экспорт ближайшим соседям сохранило на прошлогоднем уровне, хотя в целом он вырос сразу на 70 процентов. Генеральный директор Александр Яроцкий пояснил: кроме Китая, в приоритете предприятия — Монголия. Последние три года поставки туда непрерывно растут.

За прошлый год Беларусь произвела более 7 миллионов тонн молока. Ставится задача к концу 2020-го увеличить показатель до 9 миллионов. Внутренний рынок насыщен до предела, поэтому весь дополнительный объем придется экспортировать. Россия его не заберет. Надо настраиваться на упорную работу по налаживанию сбыта в дальние страны.

Анализ показывает, что Алжир, Ангола, Бангладеш, Никарагуа, Оман, Саудовская Аравия и многие другие государства ежегодно закупают в значительных объемах сухое молоко, животное масло, сыры. Но чтобы попасть на эти рынки, надо туда стремиться. И не бояться расталкивать локтями конкурентов.

Однако при налаживании поставок надо сначала понять особенности страны. Скажем, в Китае нет большого спроса на сыры. Зато необходимо учитывать, что в самой большой по населению стране каждый год появляются на свет миллионы младенцев, которым требуются детские смеси. Ценят там и ультрапастеризованное молоко.

Такие подходы нужны и в отношении мяса. У нас с каждым годом падает потребление мяса на кости. В Китае эта традиция сохранилась. Бульон на говяжьей кости — частое блюдо на обеденном столе местных жителей. У них, так же как и в других странах Юго-Восточной Азии, востребованы голяшка, пашина, реберная пластина. А вот спроса на колбасу, в отличие от России, ожидать не стоит. Китайцы в основном предпочитают покупать мясо, а не готовые продукты.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter