Ян Дамель. Возвращение шедевра

Белорусские реставраторы готовят сенсацию

Национальный художественный музей готовит сенсацию. В Год культуры реставрационные мастерские главного музея страны представят неизвестную современникам работу Яна Дамеля. Белорусы по праву считают этого художника земляком, хотя своим живописца могут назвать и наши соседи. Дамель родился в эпоху Речи Посполитой на территории современной Латвии, учился, после преподавал в Вильно. Но последние годы своей жизни провел в Минске. Полотно, которое сегодня приводят в порядок на реставрационном столе, и было написано здесь. Для Дамеля оно стало последним. Сам мастер называл свою картину шедевром.


Ян ДАМЕЛЬ. «Портрет»
«Моление о чаше», или «Иисус в Гефсиманском саду». Полотно размерами приблизительно три на три метра — типичный образец виленского классицизма. Реалистичная манера. Библейский сюжет. Яна Дамеля вдохновила одна из главных страниц Священного Писания. Будто, предчувствуя собственный уход, живописец задается вечной темой — жизни и смерти.

— Художник использует одно из главных повествований Евангелия от Луки, где рассказывается об обращении Иисуса к своему Небесному Отцу, — объясняет искусствовед Ольга Архипова. — Христос молится о том, «чтобы его миновала чаша сия. Ему является ангел. Именно этот сюжет и изображает Дамель. На слабо сохранившемся до сегодняшнего дня полотне читаются фрагменты и ангела, и чаши. За ними наши реставраторы потихоньку открывают и другие части рисунка. Работа трудоемкая и небыстрая.

Возвращение шедевра, о котором до сих пор вспоминали лишь хрестоматийно, стало возможным только с появлением новых реставрационных мастерских и с приобретением нового оборудования для них. Все операции по обновлению картины проводятся на специальном новотехнологичном дублировочном столе. Его еще называют вакуумным — при помощи некоторой схемы воздух будто натягивает полотно, делая его идеально ровным и готовым даже к филигранным поправкам.

— Состояние работы изначально было плачевным. Множество деструкции: деформация самого холста, осыпь красочного слоя, по всей поверхности разложившийся лак, который исказил изображение и буквально спрятал то, что хотел сказать художник, — рассказывает реставратор Александр Лагунович-Черепко. — Мы провели все пробные работы и поняли, что, несмотря на значительные потери, сможем вернуть картину к жизни. Мы регенерируем лаковую пленку и в полноте представим весь замысел Дамеля.

Презентация «Моления о Чаше» претендует на знаковое событие в культурной жизни и Беларуси, и европейского искусства в целом. Ведь это полотно видели лишь немногие из современников Яна Дамеля. После его смерти, согласно завещанию живописца, оно было похоронено вместе с ним. Художник был упокоен в августе 1840 года в крипте костела Воздвижения Святого Креста на минской Кальварии, его шедевр стал своеобразным памятником. В костеле артефакт находился до середины XX века. До 80-х кальварийский католический храм был закрыт, и произведение Дамеля, хранившееся в его стенах, с каждым днем приходило в негодность. Ситуацию спасла художественная экспедиция в рамках государственной программы «Спасение ценностей», во время которой сотрудники музея ездили по деревням и весям и собирали отовсюду произведения искусства разного характера. Годы атеизма отняли немало раритетов, то же могло случиться и с картиной Дамеля.


Я. ДАМЕЛЬ. «Павел І освобождает Тадеуша Костюшко из тюрьмы»
Находка 80-х до сих пор не заявлялась найденной и до сегодняшнего дня лежала в хранилищах Национального художественного музея. С появлением ее в музейном зале Беларусь официально обретет четвертый шедевр Дамеля.

Наша страна располагает считаными картинами классика. Одна из работ — «Император Павел Первый освобождает Тадеуша Костюшко из тюрьмы» — хранится в музее Минска. Не так давно в гомельском Вишнево обнаружен раритет «Святой Иосиф с младенцем Иисусом». Картиной «Святая Констанция» владеет Национальный художественный музей.

— «Святая Констанция» — работа, которую Дамель написал в честь дочери одного из Радзивиллов, — повествует сотрудник отдела древнебелорусского искусства НХМ Александр Ярошевич. — Эта девушка умерла молодой, и ее муж, полковник Чудовский, поставил ушедшей супруге красивое надгробие и заказал Дамелю (тот тогда уже жил в Минске) картину. Сегодня она не экспонируется, а бережно хранится в фондах.

Дамель писал многих белорусов, Минск. Но большая часть художественного наследия мастера хранится за пределами нашей страны. В музеях и частных коллекциях России, Литвы, Польши… Вот-вот к редким оригиналам, которыми обладает страна, присоединится еще один. «Моление о чаше» с каждым днем все ближе к выходу из забытья.

Алеся ВЛАДИМИРОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости