Ян ДАМЕЛЬ. «Портрет»
|
— Художник использует одно из главных повествований Евангелия от Луки, где рассказывается об обращении Иисуса к своему Небесному Отцу, — объясняет искусствовед Ольга Архипова. — Христос молится о том, «чтобы его миновала чаша сия. Ему является ангел. Именно этот сюжет и изображает Дамель. На слабо сохранившемся до сегодняшнего дня полотне читаются фрагменты и ангела, и чаши. За ними наши реставраторы потихоньку открывают и другие части рисунка. Работа трудоемкая и небыстрая.
Возвращение шедевра, о котором до сих пор вспоминали лишь хрестоматийно, стало возможным только с появлением новых реставрационных мастерских и с приобретением нового оборудования для них. Все операции по обновлению картины проводятся на специальном новотехнологичном дублировочном столе. Его еще называют вакуумным — при помощи некоторой схемы воздух будто натягивает полотно, делая его идеально ровным и готовым даже к филигранным поправкам.
— Состояние работы изначально было плачевным. Множество деструкции: деформация самого холста, осыпь красочного слоя, по всей поверхности разложившийся лак, который исказил изображение и буквально спрятал то, что хотел сказать художник, — рассказывает реставратор Александр Лагунович-Черепко. — Мы провели все пробные работы и поняли, что, несмотря на значительные потери, сможем вернуть картину к жизни. Мы регенерируем лаковую пленку и в полноте представим весь замысел Дамеля.
Презентация «Моления о Чаше» претендует на знаковое событие в культурной жизни и Беларуси, и европейского искусства в целом. Ведь это полотно видели лишь немногие из современников Яна Дамеля. После его смерти, согласно завещанию живописца, оно было похоронено вместе с ним. Художник был упокоен в августе 1840 года в крипте костела Воздвижения Святого Креста на минской Кальварии, его шедевр стал своеобразным памятником. В костеле артефакт находился до середины XX века. До 80-х кальварийский католический храм был закрыт, и произведение Дамеля, хранившееся в его стенах, с каждым днем приходило в негодность. Ситуацию спасла художественная экспедиция в рамках государственной программы «Спасение ценностей», во время которой сотрудники музея ездили по деревням и весям и собирали отовсюду произведения искусства разного характера. Годы атеизма отняли немало раритетов, то же могло случиться и с картиной Дамеля.
Я. ДАМЕЛЬ. «Павел І освобождает Тадеуша Костюшко из тюрьмы»
|
Наша страна располагает считаными картинами классика. Одна из работ — «Император Павел Первый освобождает Тадеуша Костюшко из тюрьмы» — хранится в музее Минска. Не так давно в гомельском Вишнево обнаружен раритет «Святой Иосиф с младенцем Иисусом». Картиной «Святая Констанция» владеет Национальный художественный музей.
— «Святая Констанция» — работа, которую Дамель написал в честь дочери одного из Радзивиллов, — повествует сотрудник отдела древнебелорусского искусства НХМ Александр Ярошевич. — Эта девушка умерла молодой, и ее муж, полковник Чудовский, поставил ушедшей супруге красивое надгробие и заказал Дамелю (тот тогда уже жил в Минске) картину. Сегодня она не экспонируется, а бережно хранится в фондах.
Дамель писал многих белорусов, Минск. Но большая часть художественного наследия мастера хранится за пределами нашей страны. В музеях и частных коллекциях России, Литвы, Польши… Вот-вот к редким оригиналам, которыми обладает страна, присоединится еще один. «Моление о чаше» с каждым днем все ближе к выходу из забытья.
Алеся ВЛАДИМИРОВА