У нас не такая физподготовка, как в футболе, но бегать приходится
По законам физики
– В СССР кружки по судомодельному спорту пользовались популярностью. У нас не было компьютерных игр и гаджетов, доступных современным детям, вместо этого мы записывались во всевозможные секции. Так я попал в минский Дворец пионеров на улице Кирова в кружок по судомоделированию. В юношеском возрасте участвовал в составе сборной СССР в международных соревнованиях, побеждал на республиканских и всесоюзных чемпионатах. Потом на какое-то время отложил любимое дело, а со временем снова вернулся к нему как к хобби. Только теперь уже вместе с сыном.
Вопрос о том, почему Захар увлекся судомодельным спортом, был бы лишним: едва ли не с пеленок он наблюдал, как отец мастерит модели яхт разных классов, настраивает паруса и радиоаппаратуру:
От золота на мировом чемпионате Захара отделили всего три очка
Не плывет, а ходит
Чемпионом страны Захар стал уже в семь лет, после чего много раз подтверждал этот статус. А в прошлом году стал мастером спорта и победил на чемпионате в России:– У нас в стране есть федерация судомодельного спорта, мы в нее входим, платим взносы, и это дает право участвовать в международных соревнованиях.
Больше всего, признается Захар, ему нравится момент, когда все готово, и можно идти на водоем:
– Гонки – это самое крутое! Сейчас покажу.
– В такой ветер быстро поплывет?
– Соревнования проходят в любую погоду, и сильный ветер для моделей яхт намного лучше, чем штиль. Кстати, в нашем случае яхта не плывет, а ходит, – поправляет меня Андрей, пока Захар спускает лодку на озеро. Едва она стартует от берега, как плотным кольцом нас окружает толпа ребят, бросивших свои велосипеды и самокаты на пешеходных дорожках парка Победы.
– Смотрите, детям интересно даже просто понаблюдать за яхтой. Да и заниматься этим делом, уверен, понравилось бы. Только не все знают про такой вид спорта. Радиоуправляемыми модельными яхтами сегодня в стране увлекаются около 20 энтузиастов. Тогда как в мире это очень популярное направление. И, на мой взгляд, развивающее для ребенка: мы сами производим расчеты, делаем корпус и детали яхты, используя современные технологии 3D-фрезерования и печати.
Конечно, можно купить и готовую модель. Но ее цена стартует от тысячи долларов. Если все делать самому, выходит на порядок дешевле:
– Самое дорогое здесь – радиоаппаратура, 100 у. е. А все остальное (корпус, детали, паруса) обойдется примерно в 90 долларов. Плюс символические членские взносы в федерацию – 20 рублей. Не такие уж большие деньги.
– Папа-тренер – большое преимущество для спортсмена?
– В чем-то да. Мы можем по вечерам и на выходных совершенствовать модели. Перед чемпионатом целый месяц тренировались, гонялись на водоемах. Вместе с тем обычный тренер был бы строже и не давал спуску, как это свойственно отцу.
Гонки по горизонтали
Кроме знаний и технических навыков, которые получаешь во время сборки деталей, интересен и соревновательный азарт: сравнить результат своей работы с другими моделями. И, конечно же, скорость – она нужна и паруснику, и спортсмену:– У нас не такая сильная подготовка, как в футболе или хоккее. Но побегать все равно приходится. Ведь на соревнованиях есть и так называемые марафонские гонки. Например, в Венгрии озеро продолговатое, по разным его концам устанавливаются буйки, возле которых стартуют и финишируют яхты. Управляя ими, нужно бежать четыре километра туда и столько же обратно. Это самый настоящий бег с препятствиями, потому что вдоль берега сидят рыбаки, протекают ручьи, попадаются ямы, корни деревьев. Важно следить и за судном, и за почвой под ногами, чтобы вовремя перепрыгнуть барьер и не получить травму.
В этой марафонской гонке Андрей занял второе место во взрослой категории. Захар же взял серебро в основном зачете среди юниоров:
– У нас была серия из восьми гонок по треугольной траектории. Соревнования проходят тремя группами – сильнейшей, средней и слабейшей. По результатам каждой гонки переходишь в одну из них либо остаешься на месте. Соответственно, другие участники тоже могут перемещаться либо вверх, либо вниз. Если бы провели еще одну гонку, как планировалось, на 90 процентов я мог бы стать чемпионом мира, потому что до этого находился в самой сильной группе – А, а китайский юноша – в средней группе Б. Но решающее для меня состязание досрочно прекратили, потому что ветер был очень слабым. От победы отделили всего три штрафных очка. Надеюсь, в следующий раз результат будет в мою пользу.
фото Владимира ШЛАПАКА и из личного архива Захара Мисякова