Источник: Знамя юности
Знамя юности

Девятиклассник Захар Мисяков завоевал серебро на чемпионате мира по радиоуправляемым модельным яхтам

Яхта и ее капитан

Уезжал в Венгрию чемпионом страны, а вернулся вице-чемпионом мира. Совсем недавно минский девятиклассник Захар Мисяков занял второе место на мировом первенстве по радиоуправляемым модельным яхтам. От первой ступеньки пьедестала, доставшейся китайцу, нашего юниора отделили всего три очка. Впрочем, их с лихвой компенсировали другие три награды – два серебра и бронза, которые завоевал в навигационной гонке его папа и тренер Андрей Мисяков.
У нас не такая физподготовка, как в футболе, но бегать приходится

По законам физики



  С двумя чемпионами из одной семьи встречаемся на берегу Комсомольского озера. В руках у Захара – модель яхты с номером 144 на парусах, побывавшая в венгерском Орфу, у его отца Андрея – белорусский флаг, с которым спортсмены Мисяковы ездили на мировой чемпионат. Проводится он раз в два года, и для юноши стал вторым по счету, а для его папы – девятым:

– В СССР кружки по судомодель­ному спорту пользовались популярностью. У нас не было компьютерных игр и гаджетов, доступных современным детям, вместо этого мы записывались во всевозможные секции. Так я попал в минский Дворец пионеров на улице Кирова в кружок по судомоделированию. В юношеском возрасте участвовал в составе сборной СССР в международных соревнованиях, побеждал на республиканских и всесоюзных чемпионатах. Потом на какое-то время отложил любимое дело, а со временем снова вернулся к нему как к хобби. Только теперь уже вместе с сыном.

Вопрос о том, почему Захар увлекся судомодельным спортом, был бы лишним: едва ли не с пеленок он наблюдал, как отец мастерит модели яхт разных классов, настраивает паруса и радио­аппаратуру:

От золота на мировом чемпионате Захара отделили всего три очка

– Когда мне было четыре года, папа взял с собой на соревнования и показал, как управлять яхтой. Какому мальчишке это не понравится? Потихоньку втянулся. Позже на­учился моделировать сам. Некоторые детали делаю вручную, какие-то печатаю на 3D-принтере. При конструировании нужно хорошо знать математику и физику, потому что яхта движется за счет физических сил, давления, ветра, гидро- и аэродинамики. 

Не плывет, а ходит

Чемпионом страны Захар стал уже в семь лет, после чего много раз подтверждал этот статус. А в прошлом году стал мастером спорта и победил на чемпионате в России:

– У нас в стране есть федерация судомодельного спорта, мы в нее входим, платим взносы, и это дает право участвовать в международных соревнованиях. 

Больше всего, признается Захар, ему нравится момент, когда все готово, и можно идти на водоем:
– Гонки – это самое крутое! Сейчас покажу.

– В такой ветер быстро поплывет?

– Соревнования проходят в любую погоду, и сильный ветер для моделей яхт намного лучше, чем штиль. Кстати, в нашем случае яхта не плывет, а ходит, – поправляет меня Андрей, пока Захар спускает лодку на озеро. Едва она стартует от берега, как плотным кольцом нас окружает толпа ребят, бросивших свои велосипеды и самокаты на пешеходных дорожках парка Победы.

– Смотрите, детям интересно даже просто понаблюдать за яхтой. Да и заниматься этим делом, уверен, понравилось бы. Только не все знают про такой вид спорта. Радиоуправляемыми модельными яхтами сегодня в стране увлекаются около 20 энтузиастов. Тогда как в мире это очень популярное направление. И, на мой взгляд, развивающее для ребенка: мы сами  производим расчеты, делаем корпус и детали яхты, используя современные технологии 3D-фрезерования и печати.

Конечно, можно купить и готовую модель. Но ее цена стартует от тысячи долларов. Если все делать самому, выходит на порядок дешевле:
– Самое дорогое здесь – радиоап­паратура, 100 у. е. А все остальное (корпус, детали, паруса) обойдется примерно в 90 долларов. Плюс символические членские взносы в федерацию – 20 рублей. Не такие уж большие деньги.

– Папа-тренер – большое преимущество для спортсмена?

– В чем-то да. Мы можем по вечерам и на выходных совершенствовать модели. Перед чемпионатом целый месяц тренировались, гонялись на водоемах. Вместе с тем обычный тренер был бы строже и не давал спуску, как это свойственно отцу.

Гонки по горизонтали

Кроме знаний и технических навыков, которые получаешь во время сборки деталей, интересен и соревновательный азарт: сравнить результат своей работы с другими моделями. И, конечно же, скорость – она нужна и паруснику, и спортсмену:

– У нас не такая сильная подготовка, как в футболе или хоккее. Но побегать все равно приходится. Ведь на соревнованиях есть и так называемые марафонские гонки. Например, в Венгрии озеро продолговатое, по разным его концам устанавливаются буйки, возле которых стартуют и финишируют яхты. Управляя ими, нужно бежать четыре километра туда и столько же обратно. Это самый настоящий бег с препятствиями, потому что вдоль берега сидят рыбаки, протекают ручьи, попадаются ямы, корни деревьев. Важно следить и за судном, и за почвой под ногами, чтобы вовремя перепрыгнуть барьер и не получить травму.

В этой марафонской гонке Андрей занял второе место во взрослой категории. Захар же взял серебро в основном зачете среди юниоров:
– У нас была серия из восьми гонок по треугольной траектории. Соревнования проходят тремя группами – сильнейшей, средней и слабейшей. По результатам каждой гонки переходишь в одну из них либо остаешься на месте. Соответственно, другие участники тоже могут перемещаться либо вверх, либо вниз. Если бы провели еще одну гонку, как планировалось, на 90 процентов я мог бы стать чемпионом мира, потому что до этого находился в самой сильной группе – А, а китайский юноша – в средней группе Б. Но решающее для меня состязание досрочно прекратили, потому что ветер был очень слабым. От победы отделили всего три штрафных очка. Надеюсь, в следующий раз результат будет в мою пользу.

фото Владимира ШЛАПАКА и из личного архива Захара Мисякова

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter