Ядерный взрыв в "Бриллиантовой руке"

В комедии "Кавказская пленница" по замыслу Гайдая предполагалась совсем другая заставка.
В комедии "Кавказская пленница" по замыслу Гайдая предполагалась совсем другая заставка. Выглядела она так. На экране появляется Трус, он пишет, оглядываясь по сторонам, букву "х" и быстро убегает. Вразвалочку подходит Бывалый, размашисто пишет "у" и с достоинством уходит. Насвистывая "рисуется" Балбес и пишет... Нет, не то, что вы, быть может, подумали. Он пишет: "дожественный". Говорят, заставка тогда не прошла по этическим соображениям.

Представить себе наше культурное пространство без Леонида Гайдая, без его фильмов нельзя. "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Операция "Ы" - это все часть нашей жизни. Сегодня королю комедийного жанра было бы уже 80. Вспоминая заслуги мастера, хочется найти что-нибудь, что бы его больше роднило с нами.

И, оказывается, если копнуть историю глубже, открываются удивительные переплетения судеб. Как в случае с Анатолием Папановым. Эксцентричные комедии Гайдая не только сделали Папанова, Миронова, Демьяненко, Вицина и многих других артистов невероятно популярными. Практически для всех исполнителей столь любимых нами ролей слава обернулась едва ли не трагедией. Мало кому из них удавалось избавиться от клоунского амплуа и получить серьезную роль в картине крупного режиссера. Анатолию Папанову повезло больше других. Восстановить реноме великого драматического артиста его пригласили в Белоруссию. В 1982 году режиссер Виталий Дудин снимал на "Беларусьфильме" свой замечательный фильм "Иван". На главную роль крестьянского мужика пробовались многие звезды: Лев Дуров, Анатолий Лебедев, Леонид Харитонов. Но только в Папанове видел Дудин своего Ивана. "В нем не было суеты, заискивающей игры "под народность". Но мне пришлось очень долго отстаивать его кандидатуру перед худсоветом. Никто не верил, что он сможет воздержаться от "эксцентричных гайдаевских штучек", - вспоминает Виталий Дудин. - Действительно, образ комика преследовал его. Он не мог спокойно ходить по улицам - на него тут же набрасывались толпы восторженных поклонников. Но в жизни Анатолий Андреевич был удивительно скромным и внутренне мощным человеком.

Он любил книги и всюду искал уединения.

Я благодарен судьбе, что Папанова утвердили в моей картине. После Ивана он сыграл немало прекрасных драматических ролей..."

Такой вот рассказ... Такая вот совершенно неожиданная сторона славы, которая приходила к актерам после фильмов Леонида Гайдая. Парадоксально, но и спустя десятилетия мы устраиваемся у телевизора, чтобы еще и еще раз посмотреть эти замечательные комедии. Хотя на дворе уже совсем другие времена, совсем иные

в моде шутки... В чем секрет этого феномена?

Об этом беседа с вдовой Гайдая актрисой Ниной Гребешковой.

- Нина Павловна, Чаплин когда-то говорил: "Чтобы сделать комедию, мне нужен парк, полицейский и красивая девушка!" Всенародно любимый Гайдай сделал ставку на трех "разногабаритных" мужчин, не сказать чтобы красивых, к тому же тунеядцев, алкоголиков, самогонщиков - и... не ошибся. Уже более полувека одно появление на экране этих героев вызывает улыбку у всех. Кстати, а откуда они взялись, эти трое?

- Все эти милые тунеядцы, алкоголики и самогонщики существовали еще при нашей образцово-показательной советской жизни. Правда, тогда всем казалось, что в природе таких людей вовсе нет. Странным образом все эти "милые" персонажи "всплыли наверх" сразу же после перестройки. А что касается их внешнего облика... взгляните на эту замечательную троицу (показывает снимок, на котором запечатлены в позе атлетов-физкультурников Хуциев, Барнет и Гайдай. - Авт.). Правда, смешно? Леонид Иович всегда подмечал в жизни какие-то комичные детали. Вот и эта замечательная фотография не выпала из его поля зрения. Леня служил сначала в Монголии, в кавалерийской части, объезжал тамошних низкорослых лошадок. Представьте себе теперь такую картину: высокий и худой Гайдай восседает на маленькой лошади, ноги волочатся по земле. Его однополчанин вспоминал, как Гайдай садился на лошадь, а та убегала из-под его ног. А теперь вспомните Шурика на ослике... Он замечал все. Многие ударные реплики из фильмов взяты из жизни, понятны всем и у каждого, по существу, внутри себя уже высказанные: "Чтоб ты жил на одну зарплату!", "Жить - хорошо, а хорошо жить - еще лучше!" и другие.

- А у Леонида Иовича была коммерческая жилка?

- Что вы! Когда трансформировали после перестройки "Мосфильм", каждый видный режиссер взял себе по объединению. "Ну а ты себе объединение взял?" - спрашиваю я после собрания Гайдая. "Я? Зачем мне это? Руководить я не умею, я умею снимать картины". И в этом он весь!

- После перестройки многие режиссеры говорили, как пострадали от Советской власти, а Леонид Гайдай?

- Он страшно раздражался по поводу этих разговоров "пострадавших". И сам никогда не рассказывал, сколько и чего у него из картин вырезали. А цензура с ним, разумеется, не церемонилась. В знакомом всем варианте фильма "Бриллиантовая рука" управдом - Нонна Мордюкова - говорит такую фразу: "Я не удивлюсь, когда узнаю, что ваш муж тайно посещает любовницу". Бросается в глаза несколько неестественная артикуляция артистки. А все дело в том, что до озвучания она произносила: "...синагогу". Или: "Простите, - вопрошает в фильме Иван Васильевич (он же Бунша, он же царь, он же - артист Юрий Яковлев), - а за чей счет банкет? Кто платить будет?" А ему отвечают: "Народ, батюшка, народ!" Крамольные фразы о народе заменили на: "Во всяком случае - не мы!"

- А знаменитый ядерный взрыв?

- Да, да, была такая замечательная история. Чтобы защитить "Бриллиантовую руку" от дальнейшего "надругательства" цензуры, Леня придумал такой хитроумный ход. В конце фильма он "приклеил" документальную хронику ядерного взрыва. Приемная комиссия просто обомлела от такой "вольности". В общем, пока они уговаривали Гайдая убрать этот вовсе не соответствующий идее фильма кадр, напрочь забыли о придирках к другим эпизодам. Так остались "...руссо туристо, облико морале" и прочие "невинные" вещи.

- Нина Павловна, а смог бы Леонид Иович снять комедию сегодня? Какое-то мрачное, меркантильное и пошлое время переживаем мы все.

- Неправда, время чудесное. Жаль, что в современном кинематографе мало людей с мироощущением Гайдая. И грустно, что сегодня экран и телевизор способствуют только развитию разных заболеваний вместо того, чтобы снимать боль душевную, а то и физическую. И опять я обращусь к воспоминаниям. Однажды мы снимали на Кавказе. Вечером к нам в гостиничный номер неожиданно постучали. Я спросила: "Кто там?" - "Это коллега Леонида Иовича Гайдая, - ответили мне, - главврач санатория, моя фамилия Аркелян". - "Коллега?" - переспросила я, открывая ему дверь. "Вы только не удивляйтесь, - улыбнулся врач, войдя в номер. - Леонид Иович - действительно мой коллега. В наш санаторий едут лечиться в основном со спазмами желудочно-кишечного тракта. А спазмы, как вы понимаете, вызваны часто сильнейшими стрессами. Перед началом лечения мы показываем пациентам картины Гайдая". - "И что, помогает?" - "Еще как!"

Вспоминает художник по костюмам, модельер Татьяна Беляковская, работавшая с Леонидом Гайдаем на двух его последних картинах

: - На съемочной площадке фильма "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" меня ждала встреча с талантливейшими актерами, да еще прилетела сниматься из-за океана зарубежная актриса, и это тоже было новым впечатлением. Келли Мак-Грилл прилетела из Америки в трагический для всех россиян день. 19 августа 1991 г. у нас были намечены съемки в Таманской дивизии. Утром за мной заехал джип с Келли и переводчицей, и мы поехали на съемки в Таманскую дивизию. Трясемся по ухабам, а навстречу - танки, бронетехника, опять танки, бесконечная вереница военных машин. У Келли вытягивается лицо. Мне бы ее успокоить, сказать что-то ободряющее, а я сижу и думаю про свое: "Келли хорошо, за ней прилетит вертолет, ее эвакуируют из любой части земного шара. А нам опять строить коммунизм..." Доехали, вышли из машины. Наша американская гостья спрашивает, где дамская комната. Ей показывают рукой в сторону леса. Гостья уходит. Через некоторое время возвращается и говорит, что дамской комнаты не нашла. Переводчица ей осторожно объясняет, что означает туалет по-российски. "О, ужас!" - говорит Келли. Переодеваться предлагают в автобусе. Келли снимает платье, окна не зашторены, солдаты глазеют на заморское ухоженное тело. Гостья чувствует себя неуютно, мы по причине танков - тоже. И вдруг мы видим Гайдая. Леонид Иович внешне абсолютно спокоен, приветлив, уравновешен. И мне вдруг перестают рисоваться кошмары: "В конце концов, жили же мы при социализме..." Все наши страхи куда-то улетучиваются, все становится на свои места. И Келли, кажется, отошла. "Мотор! Поехали!"... У Гайдая никогда не было на съемках нервозности. Никогда не было ощущения бесполезности каких-то действий. Все получалось с первого или второго дубля.

Съемки фильма "Частный детектив, или Операция "Кооперация" проходили в Одессе. В переходе у гостиницы работали цыгане: гадали, обирали - все как обычно. Появляемся мы с актером, одетым в милицейскую форму, опаздываем на съемку, бежим. "Шухер!" Цыгане, завидя нас, в страхе бросаются врассыпную. "Ребята! - кричу я им. - Да мы не милиция!" Робко возвращаются. Одна из роковых дам вдруг от души предлагает: "Давай бесплатно погадаю!" - "Да нет, - говорю, - спасибо, мы на съемку опаздываем..." На следующий день уже на съемочной площадке шухер. Цыганская братия захотела помочь нам в съемочном процессе, явились чуть ли не всем своим цыганским табором. Директор рвет волосы на голове: "Все растащат, все разворуют..." Операторы прячут свое добро, гримеры пересчитывают баночки с кисточками, костюмеры суетятся. А Гайдай наблюдает, улыбается, он уже знает, как эту ситуацию можно использовать для фильма... А цыгане оказались порядочными, почти ничего не стащили...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter