Ядерный аспект украинской Буряковки нам небезразличен

ЭТО сообщение прошло в конце прошлой недели по периферии новостных лент, но особого интереса не вызвало. И напрасно, ибо оно более чем интересно для нас, белорусов. Потому что в украинском селе Буряковка, которое находится  в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС и в каких-то десяти километрах от границы, начинается строительство ЦХОЯТ — Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива.  

Этот весьма необычный и очень серьезный проект начал воплощаться в жизнь после долгих мытарств и неувязок. Начало было положено в 2012 году, на самом высоком уровне делались заявления, что в 2017-м сюда поступят на хранение первые отработанные топливные сборки. Но не срослось. В причинах, а среди них называют и коррупцию, и перманентную революционную ситуацию, копаться не будем, главное, дело сдвинулось с мертвой точки. И теперь  на атомных станциях в Ровно, Хмельницком и Южноукраинске, которые под завязку забиты отходами топлива, избавятся от головной боли, связанной с их хранением, а сами отработанные топливные стержни  будут помещены в безопасную среду. Из них еще можно будет извлечь немало ценных энергетических материалов. Правда, в очень отдаленном будущем – только лет через сто, говорят ученые, могут появиться соответствующие технологии.

ЦХОЯТ, еще не воплотившись в бетоне, стало предметом мощной истерии по поводу того, что Украина превращается в  свалку, куда будут поступать ядерные отходы со всего мира. Это досужие сплетни –  в мировой практике принято и законодательно подтверждено, что страна, имеющая ядерную энергетику, целиком и полностью отвечает за безопасное хранение именно своего отработанного топлива. Украинское  ОЯТ до недавнего времени вывозилось  в Россию, там из него извлекались ценные элементы,  а назад уже возвращались высокоактивные отходы (РАО). Цена вопроса – более 200 миллионов долларов в год плюс непростые отношения двух стран. ЦХОЯТ, утверждают специалисты, обойдется дешевле и  обеспечит энергонезависимость страны в обращении с отработанным топливом.

Будет ли в Буряковку  поступать отработанное топливо с Чернобыльской АЭС? Не будет. ЦХОЯТ «заточено» на хранение 16,53 тысячи отработанных тепловыделяющих элементов реакторов ВВЭР-1000 и ВВЭР-400, а на ЧАЭС, как известно, эксплуатировались РБМК.

Чрезвычайно опасных веществ они наработали очень много. Суммарная радиоактивность топлива, хранящегося в  станционном ХОЯТ-1, — свыше миллиарда кюри. Величина запредельная, и пускай бы оно себе тихонько лежало. Если бы не несколько внушающих тревогу обстоятельств. Срок эксплуатации хранилища  закончился  в 2016 году, состояние многих систем вызывает озабоченность специалистов.  Оно мокрого типа  — по сути, это огромный, облицованный в один слой нержавеющей сталью бассейн глубиной 11 метров. Длина пеналов с отработанными активными элементами — семь метров,  три метра воды над ними – единственная биологическая защита  персонала от излучения. И если из-за протечки эта защита исчезнет,  мощность дозы в помещении практически мгновенно поднимется до 1000 рентген в час, напрочь исключив возможность проведения аварийных работ.  Сколько всего опасного,  в том числе долгоживущих изотопов плутония, попадает в окружающую среду, можно только гадать.

Правда, опять же с немалыми проволочками, на станции построено хранилище сухого типа, куда вот-вот начнут поступать отработанные и просушенные сборки из мокрого хранилища. Процесс тоже неодномоментный, он  растянется на многие годы и потребует предельного внимания специалистов. 

Главный вопрос: нам есть повод бить тревогу по поводу ЦХОЯТ в Буряковке? При всей неоднозначности восприятия подобных объектов общественностью любой страны опасность существует лишь чисто гипотетическая, как следствие катаклизма невиданного масштаба, и никак не взрыв. Если практически, в мире наработан немалый опыт обращения с ОЯТ, соблюдение всех регламентов при строительстве обязательно контролируется МАГАТЭ.

Наше Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, как  мне на очень высоком уровне сообщили, диалог с украинской стороной по всем постчернобыльским проблемам ведет постоянный, начал его и по этому  поводу. На заданные вопросы поступают ответы по существу. Конкретики пока мало, ее будет тем больше, чем выше будут подыматься стены хранилища.  Предпосылок того, что они станут и стеной на пути получения информации, пока нет.

mihailkuchko@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter