Фермеры озадачены: свои фруктохранилища забиты под завязку, а на прилавках превалирует экспортное яблоко

Яблоко от яблони на прилавок не падает. Пока...

МАРТ и Минсельхозпрод запускают проект по заключению договоров между торговыми сетями и производителями плодоовощной продукции. Что это даст и когда?

О том, что наши фрукты не хуже заграничных, что в стране созданы все условия для их производства, Президент говорил не раз. В сентябре 2020 года на встрече с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко в Минске Александр Лукашенко заявил: «Все с Польши возили и возили яблоки. Слушайте, зачем возить? Такой же климат. Надо вплоть до посадочного материала. И показать, что мы сами все можем, и не кланяться ни на Запад, ни на Восток, завозя продукты». Эта тема поднималась и 5 октября на совещании о ходе сельскохозяйственных работ в стране. Тогда Президент предложил даже закрепить сады за школами и университетами, чтобы учащиеся заготавливали себе на зиму овощи и фрукты, что также позволит снизить их экспорт.


И работа по этому направлению у нас ведется. Потребкооперация усилила заготовительную деятельность, чтобы личный урожай у людей не пропадал и они могли заработать. Необходимо навести порядок на продовольственных рынках, обеспечить к ним доступ фермеров. Но только производители фруктов и плодов, те, кто должен работать в интересах государства, торгуют иногда себе в ущерб. Лично убедилась: на прилавках популярной торговой сети белорусское яблоко представлено одного сорта, зато остальные шесть — импортные. Как быть фермерам в такой ситуации: продавать фрукты за рубеж или сдавать за копейки? Сложно ли протолкнуть свой товар на отечественные прилавки?

Вадим Януш занимается садоводством более 20 лет. Выходец из деревни Якубовка Гомельского района и выпускник Гродненского госсельхозуниверситета (специальность «агрономия») в поселке Чисть Молодечненского района построил дом, куда заселился с семьей, а в 2000-м посадил яблони. Вначале выращивал немного, яблоки и саженцы продавал соседям. Сегодня же у Вадима Владимировича 115 гектаров яблоневых садов, еще несколько гектаров — под груши и ягоды. Вся продукция хранится на складе, где пять камер на 1250 тонн каждая. Есть и сортировочная зарубежная линия производительностью 1,5 тонны в час, а также многофункциональная система вентиляции. Такие технологии и правильный подход позволяют собирать фермеру до 1500 тонн фруктов за сезон.

— Все яблоки отборные, мы отвечаем за качество каждого, — показывает мне краснобокого красавца Вадим Януш. — На этой неделе сезон завершится, можно подводить итоги. Осталось собрать на верхушках и опад. Несмотря на то что погода не баловала, урожаем в целом довольны. И спрос  хороший, особенно на ранние сорта «коваленковское», «елену».

Глава фермерского хозяйства «Януш» Вадим ЯНУШ.

Эти радующие глаз яблоки, которые пока хранятся на складе, можно увидеть на прилавках. Только, увы, как выясняется, не на белорусских. Свои фрукты фермер поставляет в основном в Россию. Фуры едут даже в Уссурийск, охотно покупают и в Санкт-Петербурге, в Москве. А в Беларуси?

 — У меня третий год лежит договор с одной крупной торговой сетью, не решаюсь его подписать. Там 17 страниц мелким шрифтом. И прописано главным образом, что я должен и какой штраф за нарушение. Казалось бы, уверенный за свою продукцию человек не побоится наказания. Но как происходит прием: яблоки забирают на склад, но тебя туда не пускают. А позже дают заключение: 10—15, а то и 40 процентов товара не подходит. Его возвращают не сразу, как, впрочем, и деньги.

Недоволен работой с торговыми сетями и руководитель фермерского хозяйства «Боярский сад» Иван Яцинович. Садоводством занимается около 15 лет. Кроме 25 гектаров сада, которые каждый сезон дают по 500 тонн яблок, он выращивает овощи и ягоды, держит скот. Во все времена Иван Иванович на сад делал особый упор. И если с десяток лет назад небольшие частные магазины и объекты потребкооперации скупали продукт даже с предоплатой, то сегодня свои кровные выбить нелегко.

Глава фермерского хозяйства «Боярский сад» Иван Яцинович.

— Привозил в одну торговую сеть «белорусское сладкое», — делится фермер. — Пять ящиков порезали, чтобы проверить качество, а спустя сутки вернули с пояснениями: «12 процентов нестандарта». А другие сети забрали на ура. Но это не единственная проблема. Продукцию берут, но не платят деньги. У меня одна из известных торговых сетей взяла товара на 40 тысяч рублей и просто не рассчиталась. Я из-за этого даже сад не посадил. Предоплата только на импортный товар. У нас 30 дней отсрочки платежа, а магазины еще и нарушают договор на несколько месяцев. Это же ненормально. Да и ценами не балуют. Одна из сетей объявила тендер: кило яблок по 80 копеек. Если продавать так, то себе в убыток: посчитайте стоимость работы, доставки, упаковки.

Однако беспокоятся на этот счет не только фермеры. В Правительстве уже обратили внимание на ситуацию. МАРТ и Минсельхозпрод в августе анонсировали, что запускают проект по заключению долгосрочных договоров между крупными торговыми сетями и производителями плодоовощной продукции. Данная мера, как отметил начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Михаил Жигало, нацелена на гарантированное обеспечение потребительского рынка свежей продукцией отечественного производства:

— Со стороны МАРТ мы уже сформировали перечень крупных торговых сетей, которые выразили готовность, имеют десять и более объектов и реализуют свежую продукцию. Минсельхозпрод представил перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств — около 140 субъектов. Положения проекта предусмотрят: определение четкого ассортимента поставленной продукции, графиков поставки в межсезонный период, условия и срок расчетов за поставленную продукцию, ответственность сторон за невыполнение договора и т.д. Министерство разработало и предложило для подписания ассоциациям розничных сетей и общественным объединениям фермеров проект меморандума, который определит основные аспекты взаимодействия в рамках долгосрочного сотрудничества.

Есть и другой вариант. Не удается договориться с торговыми сетями? Продавай продукцию на рынках. Например, на том самом «Валерьяново». Об этом говорил и

Президент, посещая его в мае. Глава государства поручил четко определиться с концепцией работы объекта, найти баланс между интересами фермеров, других участников торговли и владельцев комплекса.

— Дело в том, что фермер — производитель. Ему некогда заниматься еще и продажей, это остановит технологический процесс. У нас в сезон люди с тракторов и контейнеровозов не слазили, любая минута на счету. Намного удобнее, чтобы кто-то приезжал на склад, отбирал товар и продавал его. Как, например, делают российские торговые сети: в прошлом году приезжал представитель. Аккуратно на месте осмотрел яблоки, отснял на видео, запротоколировал, отобрал, какие надо, и отправил. Деньги поступили сразу же, и все остались при своих интересах, пояснил глава фермерского хозяйства «Януш».

Иван Яцинович согласен с коллегой:

— Стараемся продавать яблоки, где есть возможность. Любим выезжать на сельскохозяйственные сезонные ярмарки, продаем на рынке «Новый Лебяжий» в деревне Таборы, на оптовых. К «Валерьяново» пока присматриваемся. Чтобы везти не в убыток, нужно четко понимать, что клиент будет. А сегодня такой уверенности нет.

Директор экорынка «Валерьяново» Денис Лявер отмечает, что, если фермер хочет торговать на площадях торгового объекта, препятствий нет — удобное расположение и демократичные цены аренды привлекают многих:

— Основной наплыв именно фермеров с четверга и по воскресенье включительно. Недостатка в продукции не чувствуем. Продают все: мясо и мясные изделия, молочку, сыры, в том числе плодоовощную продукцию. Можно торговать на сезонном рынке снаружи, а также внутри комплекса. Достаточно лишь обратиться в наш отдел аренды и оставить заявку. Пожалуйста, приезжайте и торгуйте, мы рады всем!

Если и на рыночную торговлю времени нет, то какие остаются варианты: отправлять хорошие яблоки на переработку, продавать населению самостоятельно или оставлять в хранилище до востребованности?

— Учитывая такую ситуацию, некоторые производители акцентировали внимание на фирменной торговле. Например, ПК имени В. И. Кремко, филиал «Правда-Агро» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» продают яблоки в фирменных магазинах, но не все могут себе это позволить. Часть фермеров пробуют реализовывать яблоки диаметром 5—6 сантиметров пенсионерам, в детские сады и школы. Однако это только 10—15 процентов выращенной продукции. А остальное куда? Обидно, ведь государство помогло нам организовать такие сады, что даже зарубежным коллегам есть чему поучиться. Получаем 40—50 тонн яблок с гектара, садим сады пятого поколения, обучили кадры. Урожай отменный, к тому же хранится вплоть до следующего сезона. В Россию продавать? Но скоро и там будет не все так просто. Раньше поставляли в страну-соседку свыше миллиона саженцев, теперь лишь 300 тысяч штук — россияне создали на юге свои сады под ключ. И поставляют продукцию в центральные и северо-западные регионы. А что остается нам? Работать на склад. Благо когда-то построили 61 хранилище емкостью 92 тысячи тонн. Но это неправильно, что наши яблоки не востребованы. На их выращивание тратятся не только силы, но и средства: по госпрограмме развития аграрного бизнеса 33 сельхозорганизации и фермерских хозяйства получили по 3,4 тысячи рублей за гектар на посадку плодово-ягодных культур и уход за ними, — пояснил генеральный директор Белорусской ассоциации по садоводству и питомниководству «Белсадпитомник» заслуженный работник сельского хозяйства Беларуси Анатолий Коренько. — Проект по заключению долгосрочных договоров между сетями и производителями, может, идея и хорошая, но документ ни я, ни другие фермеры пока не видели. Было бы неплохо собраться всем за одним столом и для начала его обсудить. Садоводы, представители ретейла, МАРТ, Минсельхозпрода должны прийти к единому знаменателю.

Попробовав яблоки фермеров, могу с уверенностью сказать: их от польских не отличить. Плоды ровные, красивые, с характерным запахом и ярким вкусом. А если учесть, что в супермаркетах средняя цена за кило не опускается ниже двух рублей, а в фермерском хозяйстве «Януш» за рубеж покупают по полтора, то и вовсе назревает серьезный вопрос: кому и за что платим? Возможно, кто-то и предпочитает заграничный фрукт нашему, но тем, кто хочет покупать именно белорусское, не оставляют никакого выбора. И главное, не по-хозяйски это и совсем не по-государственному…

krush@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter