«Я впервые увидела цветущий лен»: оперный режиссер Анна Моторная рассказала, где черпает вдохновение для своих спектаклей

Режиссер Большого театра Беларуси Анна Моторная  уроженка Урала.

– Я живу в Беларуси с 1979 года, – рассказывает она. – Сюда приехала маленькой девочкой, и эта страна меня вырастила, выпестовала. Здесь жили и умирали, и были рядом со мной, и живут до сих пор мои педагоги.

По первому образованию Анна Дмитриевна хормейстер. Причем хормейстер очень хороший. По этой специальности она окончила Гродненское музыкальное училище, затем Белорусскую академию музыки, а чуть позже еще и аспирантуру. Работала хормейстером в Музыкальном театре. Преподавала. Писала книги.

Многие из тех, кого она называет учителями, по-прежнему преданно служат хоровому делу, потому что хор – это служение.

– Главный хормейстер Большого театра Нина Иосифовна Ломанович для меня тоже мастер, тоже учитель, хоть я напрямую у нее не училась, – рассказывает Анна Моторная. – Понимаете, она меня растила, когда я была еще девочкой. Для меня это был святой человек в ореоле. Над ней был нимб, и я думала, что никогда к ней не приближусь, потому что она великая, а я кто?

В спектаклях Моторной хор по-прежнему играет особую роль, и с дирижером она взаимодействует гораздо глубже, чем большинство режиссеров.

– Работать с Анной Дмитриевной для меня большое удовольствие, – рассказывает дирижер-постановщик Андрей Иванов. – И с «Фаустом», и с «Дикой охотой» мы очень внимательно и долго занимались подготовительной работой. Вместе проходим начальный путь работы с артистом. Мы обсуждаем, мы делимся, в чем-то мы едины, в чем-то несогласны. В любом случае вот такая полноценная, интересная и всеобъемлющая подготовительная работа благоприятно сказывается на окончательном результате. Когда мы приходим к моменту постановки, то говорим на одном языке.

Моторная – тот режиссер, который работает не с либретто, а с партитурой. И, конечно же, с книгой. Если это «Фауст», она бесконечное количество раз перечитывает Гете. Если «Дикая охота короля Стаха» — штудирует Короткевича и Солтана.

– Солтан долго не открывался, – рассказывает она. – Когда у тебя хорошее музыкальное образование, тебе как будто ясно и понятно. Но глянешь глубже – партитура не открывается, и тут мне очень помог Короткевич. Я этого не скрываю. Вернувшись к истокам, мы смогли постичь истину. Для человека нет ничего важнее, чем его истоки, чем история его народа, и главное – то зерно, которое посажено в эту землю и которое обязательно вырастет…

Короткевич тоже оказался непростым орешком, хотя, казалось бы, куда уж проще: открывай и читай.

– Я с ним не расставалась. Я читала книгу то так, то эдак, то по-русски, то по-белорусски. Я искала ключи к этому материалу, – признается режиссер. – И когда мне уже казалось, что я все поняла и ни один ключ не подошел, в этот момент партитура вдруг стала открываться.

И это чудо сотворил цветущий лен.

– Мы с Андреем Ивановым ехали на хутор к музыкальному мастеру Алесю Лосю, – продолжает свой рассказ Анна Моторная. – Ехали, чтобы забрать уникальные музыкальные инструменты, которые он изготовил для спектакля. Записали в его исполнении настоящую колесную лиру. Это было нужно для атмосферы, которой мы хотели добиться. И тогда, в той поездке, я впервые вживую увидела цветущее льняное поле. Да, я много знаю о культуре Беларуси. Я хоровым дирижерам читала лекции по истории белорусской музыки. Я очень много и тщательно изучала эту культуру для того, чтобы узнать ее изнутри.

Но даже ее, многомудрую, цветущий лен потряс до глубины души.

– Ведь самое главное, о чем мы сейчас говорим, – любовь к этой земле, – говорит она. – Стебли льна, в которых вдруг открылась вся такая тонкость души белорусской… Вот она здесь, вся эта тонкость – в оркестровке, в репликах героев, в их отношении друг к другу…

Она в останках дворца в Желудке, который тоже вдохновлял и режиссера, и художника Андрея Меренкова, и который обязательно будет восстановлен.

– Пока мы не увидели камин в Желудке, у нас был совершенно другой камин с другой идеей, – рассказывает Анна Моторная.

И образы героев частенько списаны с реальных людей.

Анна Дмитриевна проговорилась, что в одном из образов «Дикой охоты короля Стаха» запечатлен заведующий кафедрой хорового дирижирования Белорусской академии музыки народный артист СССР Виктор Ровдо.

– Я хочу, чтобы те, кто у него учились, пришли в театр и в какой-нибудь момент, в каком-то элементе поведения увидели этого человека. Он по-своему был велик, и я благодарна ему за то воспитание, которое мы получили, за нашу способность чтить культуру…

Возможно, прозорливый глаз разглядит подоплеку других персонажей.

И абсолютно все зрители увидят главное.

– Я живу здесь, я люблю эту страну, – говорит Анна Моторная. – Я хочу жить здесь всегда и никуда не хочу отсюда уезжать. Мне кажется, я что-то поняла об этой стране, и эти люди стали мне родными.

Удивительное свойство Беларуси – принимать в свое лоно всякого, кто к нему прильнул, и всякий, хоть немного познавший ее, любит. Об этом все спектакли Моторной: в Музыкальном театре, в Оперной студии Белорусской академии музыки, в Большом театре Беларуси. Вот уже 12 лет она – дипломированный режиссер Музыкального театра, выпускница режиссерского отделения Белорусской академии музыки – пашет и пашет эту ниву.

Думаю, ее педагог Маргарита Николовна Изворска-Елизарьева тоже довольна своей ученицей. Наши учителя молчаливы, они не разбрасываются комментариями для прессы.

Все мы дети одной земли, одной культуры, одной школы, на какие бы гроздья и ветви она ни распадалась. Даже если кто-то из нас родился далеко-далеко. Как Анна Моторная. Как Маргарита Изворска-Елизарьева. Как Владимир Экнадиосов. Все равно мы одно, и нас никому не разобщить.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter