Я помню чудное мгновенье

Существует байка, не знаю, насколько она верна: когда в «Ленком» на спектакль по своей пьесе «Жестокие игры» ...
Существует байка, не знаю, насколько она верна: когда в «Ленком» на спектакль по своей пьесе «Жестокие игры» приходил драматург Алексей Арбузов, режиссер Захаров заходил в гримерки артистов, готовящихся к выходу, и восклицал нечто в духе: «Умоляю! Максимально близко к тексту: автор в зале!» Не знаю, проделывали ту же процедуру или нет авторы постановки «Обыкновенное чудо», но когда в финале недавнего показа на поклоны к зрителям музыкального театра вышли композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким, зал ахнул и рукоплескал настолько самозабвенно, насколько способна местная публика. Дело происходило летом, и в гардероб никто не торопился.

Конечно, Гладков и Ким — не Филипп Киркоров, но худо–бедно в наши театры еще ходит публика, могущая их не только признать, но и выдать что–нибудь из незабвенного творчества тандема. «Согласитесь, какая прелесть — мгновенно в яблочко попасть совсем не целясь», «Белеет мой парус такой одинокий на фоне стальных кораблей»... Или из того же «Обыкновенного чуда» про бабочку, которую настиг воробышек.

Что ни говори, пиетет перед авторами из советского прошлого у простого зрителя остался. В этом смысле мы по–хорошему старомодны. А на фоне грохочущих, ворочающих лопастями, сверкающих блестками, откровенно пошлых или подчеркнуто целомудренных масштабных московских мюзиклов со спецэффектами (одна «Русалочка» чего стоит: сам не видел, но сосед Рабинович напел в перекур) «Обыкновенное чудо» выглядит милым и наивным приветом, а поджарые не по годам Гладков и Ким — добродушными инопланетянами.

Сам спектакль, кстати, коренным образом отличается от фильма. Ким с Гладковым дописали к композициям, знакомым по фильму Марка Захарова, определенное количество песен так, чтобы получился полноценный мюзикл, и на мой обывательский вкус, лучше бы они этого не делали. Видимо, проявил себя мой природный консерватизм и подвигнул на тихий зрительский (читай — внутренний), а оттого вреда никому не приносящий протест. Если у вас, как и у меня, дома висит в рамке портрет Евгении Симоновой в образе принцессы, которая говорит только правду, на мюзикл идти не стоит ни в коем случае, чтобы не ломать светлый образ. Иначе рискуете прознать, что бард Ким знает такие слова, как «чмо» и «лох».

Тем не менее постановка в Минске, как свидетельствовали перед зрительным залом классики, одна из лучших. Если верить поэту и композитору, то в Екатеринбурге и Одессе дело обстоит хуже. Но не будем довольно хлопать себя в пиджак. Вполне вероятно, что на каждом показе авторы говорят одни и те же комплименты постановочной группе. Но все равно приятно. Труппа действительно работает на спектакле слаженно. Свет светит там, где положено. Да и дым пускают вовремя, при малейшей возникшей неопределенности в судьбе героев. Есть даже чечетка и гольф. Театральный разносол! Рядом сидели подростки и постоянно поглядывали на часы в своем андроиде. Им было не понять моей не сходившей с лица блаженно–идиотической улыбки а–ля Юрий Деточкин. Вся эта катавасия с медведем, превращенным в прекрасного юношу, была им просто идеологически чужда. Когда с киноэкрана на них регулярно обрушиваются монстры, вампиры, трансформеры и прочая нечисть, сарказмом Шварца проникнуться недосуг. Да. Все еще раздражаясь на подростков, вдруг вспомнил чью–то провинциальную строку: «Вот мы отойдем на покой, и нашей деревни не станет...» Как ни проверял, вроде никому из классиков не принадлежит.

Мюзикл «Обыкновенное чудо» работает с целевой аудиторией «для тех, кому за...» и эксплуатирует чувство ностальгии. Вполне себе тенденция.

В Московском театре сатиры первой премьерой грядущего 90–го сезона станет не что–нибудь, а «Свадьба в Малиновке» в постановке актера Юрия Васильева. Начинавший с ребусов и приятных интеллектуальных околесиц литовец Карбаускис подумывает об «Осеннем марафоне» Александра Володина. Этот хороший, легкий сценарий в духе породистого минимализма читается как хорошая проза. Но торопитесь — идет поколение, которое не будет умиляться бабочкам. Да и у нас терпение уже на исходе. Как неполиткорректно говорил лысый бандит в одном фильме: «Я их в детстве отлюбил».

Советская Белоруссия №139 (24276). Вторник, 30 июля 2013 года.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter