Источник: Знамя юности
Знамя юности

Станет ли Гомель дружелюбней к велосипедистам?

Welcome, вело!

В Гомеле прошел ІІІ Международный форум велосипедистов «ПраРовар». Масштабное мероприятие собрало более 150 участников из 20 городов и пяти стран. За круглым столом специалисты, любители и просто неравнодушные люди обсудили с городскими властями развитие велоинфраструктуры.

Велопробег по центру города стал частью форума

Полезно, выгодно, современно

Представители организаторов – Минского велосипедного общества, Центра экологических решений, ООО «ВелоГомель» – отметили, что впервые форум проходит на таком высоком уровне. Специалистам и велолюбителям предоставили возможность пообщаться с руководством города и области. Председатель Гомельского горисполкома Петр Кириченко обратил внимание на то, почему важно, чтобы все организации, которые ответственны за создание серьезной велосети (от ГАИ до ЖКХ), проявляли активность:

– Возможно, где-то нужно сделать велополосу, где-то велодорожку, а где-то совместить движение с автомобилями. Главное, чтобы эта сеть нигде не прерывалась, и ею могли воспользоваться все велосипедисты.

Успех там, где налажено сотрудничество между общественными организациями и властью. Гомель может в этом плане служить неплохим примером. При горисполкоме создана рабочая группа, которая занимается развитием велоинфраструктуры. Этому сообществу уже десяток лет, а в прошлом году организацию официально зарегистрировали, что позволило не просто увеличить количество мероприятий, но и влиять на принятие важных решений.

Пользу развития этого вида транспорта в современном мире уже мало кто оспаривает. Заместитель директора «Центра экологических решений» Дарья Чумакова привела интересную цифру:

– Развитие велодвижения в 2018-м принесло Минску 16 мил­лионов долларов.

В Гомель съехались эксперты из пяти стран

Речь, конечно, не о доходной статье бюджета. Такие цифры получаются за счет снижения транспортных издержек, улучшения экологии и сокращения числа больничных. И еще примечательная статистика: за три года в Минске в ДТП не погиб ни один велосипедист. Когда власти и активисты говорят на одном языке – результат впечатляет.

Пока не друзья, просто приятели

Как прийти к общему знаменателю: чтобы на улицах было хорошо и водителям, и велосипедистам, и пешеходам? В Гомеле сейчас идет создание велоконцепции. Ее разработчик, национальный эксперт проекта ПРООН в области транспорта Павел Астапеня, юлить не стал:

– Пока Гомель для велосипедистов не очень дружественный город. Центр вызывает много вопросов, причем и по отношению к пешеходам. По улице Кирова, к примеру, даже прогуливаться вдвоем неудобно.

Что тут возразишь? Да, велодорожки периодически появляются. В этом году, к примеру, – вдоль улицы Пенязькова, в микрорайоне новостроек. При строительстве нового торгового центра велосипедистам тоже выделили небольшой участок вдоль центральной улицы – Советской. Участок довольно скромный. В целом велосипедная инфраструктура устроена точечно, и качество ее оставляет желать лучшего. По велодорожке вдоль парка «Фестивальный» ездить невозможно: асфальт разбит, после дождя в одних и тех же местах скапливается вода.

Вроде бы неплохое пространство для любителей двухколесного транспорта отвели в Новобелице, на улице Ефремова, Восточном обходе. Но конструктивно такие дорожки никак не выделены, потому часто на них прогуливаются пешеходы.

Светлана Король

Председатель правления областного общественного объединения «ВелоГомель» Светлана Король не устает повторять:

– Мы ездим вопреки городской инфраструктуре. А ведь по официальной статистике около 28 процентов населения страны имеет машины, около 27 процентов – велосипеды. Лоббировать интересы автомобилистов больше не актуально.

Закладывать в каждый ремонт

Сейчас идет сбор данных для будущей концепции. Но Павел Астапеня уже выдвинул пару смелых предложений:

– Так или иначе в Гомеле все дороги ведут в центр, его в первую очередь нужно связать с другими районами. Думаю, стоит рассмотреть организацию одностороннего движения по параллельно идущим улицам Кирова и Советской.

Это один из самых загруженных и автомобилистами, и пешеходами участков. Велодорожки здесь не делают, потому что на имеющихся тротуарах будет тяжело ужиться с пешеходами, да и на дороге места немного. Но Павел Астапеня настаивает: не транспорт должен диктовать условия городу, а город – регулировать спрос на транспорт. Есть положительные примеры, когда сужение проезжей части приводило к увеличению пассажиропотока в автобусах и троллейбусах, что весьма важно для экологии.

Потребности велосипедистов необходимо учитывать при строительстве или реконструкции. Хороший пример такого грамотного подхода – недавние работы по комплексному благоустройству Петрикова, где у велолюбителей появилась своя, выделенная столбиками полоса.

К сожалению, есть и обратные примеры. В Кричеве на улице Комсомольской реконструировали проезжую часть, сделав три полосы по 3,5 метра, но о велодорожках не подумали.

Сейчас самыми дружелюбными для велосипедистов городами являются Минск, Брест, Новополоцк и Полоцк. Причем в последнем велоинфраструктура активно развивается благодаря городской администрации. У Гомеля и области тоже есть все шансы. Велоактивисты вручили городу над Сожем подарочный сертификат на велопарковку и предположили, что это может стать стимулом для властей, представители которой на своем примере покажут, что ездить на велосипеде полезно и модно. Управляющая делами Гомельского облисполкома Елена Кличковская согласилась: «Готовы хоть сейчас!»

valchenko@sb.by

Фото Вячеслава КОЛОМИЙЦА и Ивана ЯРИВАНОВИЧА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter