Взяточника важно не спугнуть. Президент указал на необходимость совершенствования борьбы с такими преступлениями

На совещании по вопросам качества работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений Президент обратил внимание на то, что наряду со снижением общего количества поступлений в суды уголовных дел анализ статистики выявил тенденцию к росту числа дел о преступлениях, связанных с получением и дачей взяток. А также с посредничеством в совершении данных преступлений.

По информации Верховного Суда, с учетом высокой степени латентности данной категории преступлений, остро проявилась проблема формирования доказательной базы и ее оценки как достаточной. Эту проблему высший судебный орган связывает в первую очередь с отрицанием причастности к совершению преступлений как взяткодателем, так и взяткополучателем, отсутствием предмета взятки. При этом указывается, что по значительному числу дел обвинение строится не на выявленном факте получения предмета взятки, а на непоследовательных воспоминаниях. Причем о достаточно давних событиях. Того, кто давал взятки и не может указать конкретные обстоятельства передачи вознаграждений: даты, места, суммы. Такие подходы к доказыванию вины потенциального взяткополучателя существенно повышают риск его оговора, в том числе конкурентами, особенно когда последние вспоминают о событиях многолетней давности.

Глава государства конкретизировал:

— Кого-то где-то попросили, прижучили, прижали. Порой он и сам в чем-то виновен. И он начинает давать устные показания о том, что он якобы Петрову, Сидорову, Иванову давал взятки. И на основании этого человеку начинают предъявлять обвинение. Не хочу тут преувеличивать заслуги КГБ, но как поручено было Вакульчику: взятка — это когда вы зафиксировали аудио, видео, что человеку принесли и дали взятку. Все. Никуда не денешься. Не отвертишься. И все практически уголовные дела КГБ о крупных взятках, в том числе в здравоохранении в последнее время, по Мингорисполкому — десятками задерживали. Когда мне докладывали, я не глядя санкционировал самые жесткие меры к этим людям. Потому что вот они, факты зафиксированные. А что такое человек где-то вспомнил, что он кому-то дал взятку? И начинается. Это особенно для милиции характерно. Того же ГУБОПиК. Кто-то где-то сказал, человеку заломили руки и начали выкручивать.

Президент требует «железобетонные» доказательства подобных деяний:

 Ибо мы придем к тому, что в обществе появится и буйно будет процветать практика: не понравился человек  оговорил его, дал против него показания, и пошли. Более того, не обязательно руки ему завернуть и куда-то его поместить. Начинается слежка за этим человеком. Человек травмируется. Особенно это касается людей, которые занимают высокие должности, начиная от райисполкома и заканчивая Правительством. И таким образом счеты сводят с людьми. Недопустимо!

В этом контексте Александр Лукашенко упомянул резонансное дело главного инженера МЗКТ:

 Мне сейчас милиционеры начинают писать и оправдываться, что судьи не правы. Что они вынесли неправильное решение. Судьи абсолютно правы. Потому что эти взятки основаны только на устных показаниях каких-то там россиян. Притом я как гражданин не отрицаю, что это могло быть. Но вы докажите в суде! Не доказали.

Глава государства обратил внимание на то, что есть более очевидные признаки коррупционных преступлений, и это не должно находиться вне поля зрения правоохранительных органов:

 Меня что настораживает? Что некоторые товарищи слишком хорошо живут. Миллионы долларов собственность у них, у родных, близких, что в принципе в Беларуси невозможно. Откуда это? Так вы пойдите в налоговую инспекцию, у них есть хорошая практика. Они вам за неделю докажут, человек по своим средствам живет или нет. И это уже будут серьезные к нему претензии. Но об этом мы еще поговорим отдельно на уровне законов.

Президент указал на позицию Генеральной прокуратуры, которая отмечает, что при разрешении вопроса о достаточности доказательств обвинения по уголовным делам о взяточничестве, по которым обвиняемые не задержаны с поличным, органы прокуратуры исходят из необходимости надлежащей проверки достоверности показаний взяткодателей путем сопоставления с другими доказательствами, исчерпывающего выяснения основания для возможного оговора обвиняемых, оценки характера действий должностных лиц, совершенных в интересах взяткодателей.

При этом Александр Лукашенко подчеркнул суть своих рассуждений:

 Чтобы не получилось так: а действительно, надо тут смягчить требования к взяткодателям или взяткополучателям. То есть к чиновникам и прочим. Никакого смягчения быть не должно! Надо просто эффективно и правильно работать. Терпеливо. И наказывать на всю катушку тех, кто берет взятки и совершает коррупционные преступления. Нам ни в коем случае нельзя ослаблять эту борьбу. Но ни в коем случае мы не должны покаpать человека, который невиновен. Лучше не расследовать эти уголовные дела, если вы не видите железобетонных доказательств. В нашем обществе жуликов ненавидели и ненавидят. Подавляющее большинство населения. Надо уметь слушать людей и участковых. Они ваше внимание обратят на тех, кто не только склонен к этому, а уже потихоньку к тому идет. И тут надо терпение для того, чтобы этого человека задержать.

Здесь Глава государства привел еще один резонансный пример последнего времени  задержание заместителя Государственного секретаря Совета Безопасности Андрея Втюрина:

— Два с лишним года назад первые пошли сигналы, когда мне доложили. И я предупредил всех: человек, который обладает всем арсеналом оперативной работы, задержан. И сегодня свою вину не отрицает. Потому что на стол положены факты, где он эти деньги берет и куда использует. Но это была вдумчивая, спокойная работа. Никто не хватал и руки не заламывал. А взяли с деньгами. Прямо с кучей денег. Оказывается, можно при всей маскировке человека, который сам когда-то этим занимался  оперативно-следственными действиями, знал, как могут его задержать,  но тем не менее от наказания не ушел. И что теперь сделаешь? Начальник бывший личной охраны Президента и Службы безопасности. И этот факт свидетельствует о том, что неприкасаемых в стране нет.

Президент обобщил тему борьбы со взяточничеством:

 Анализ приведенных органами аргументов свидетельствует о том, что выработать категоричные критерии оценки достаточности доказательств по таким делам представляется достаточно проблематичным. Но мы это сделать должны! Невзирая на эти выводы соответствующих органов. В то же время в условиях изменения форм продажности, способов подкупа должностных лиц, развития сферы высоких технологий необходима актуализация подходов к сбору и оценке достоверных и достаточных доказательств по таким делам. И это мы сделаем! Потому что мы знаем, как это нужно сделать!

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter