Поможет ли новый закон побороть тягу к мздоимству?

Взятки не гладки

Через два дня — 24 января — вступит в силу новый закон “О борьбе с коррупцией”. Какие же нововведения появятся в законодательстве и как у нас борются с чиновниками, падкими на легкие деньги? Об этом в беседе со старшим прокурором управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генпрокуратуры Сергеем Жуковским.


— Этот законопроект обсуждался достаточно долго, причем не только госорганами, но и населением. Свои предложения мог внести любой желающий. Появились ли в законе о коррупции уникальные нормы?

— Новеллы закона “О борьбе с коррупцией” в первую очередь продиктованы опытом. Кроме того, Беларусь является участницей ряда международных конвенций и антикоррупционное законодательство редактируется с учетом наших обязательств, предусмотренных этими документами. Однако мы внедряем только те нормы, которые, как показывает практика, нам действительно нужны и будут эффективны.

Приведу пример. При подготовке законопроекта мы учли положения Конвенции ООН против коррупции, участницей которой страна является. Там предусмотрено введение уголовной ответственности должностного лица за значительное увеличение его активов, превышающее его законные доходы, которые это должностное лицо не может объяснить. Мы приняли во внимание, что большинство стран, подписавших Конвенцию, эту норму у себя так и не ввело. Разработчики нашего законопроекта посчитали, что у нас ее введение небезупречно с точки зрения презумпции невиновности. Поэтому за основу был взят опыт некоторых стран по изъятию незаконных излишков в рамках гражданского судопроизводства — конечно, при отсутствии признаков состава преступления.

— Основные нововведения в законе — это преимущественно “карательные” нормы: запрет на прием коррупционеров на госслужбу, возможность изъятия у чиновника денежных излишков и так далее. Появятся ли у госслужащих стимулы трудиться честно, не связанные со страхом получить серьезное наказание?

— Все же это не карательные, а в первую очередь профилактические меры. Тот, кто совершает коррупционные преступления, знает, какая ждет ответственность. Перечисленные новеллы вводятся не просто так. Ранее встречались случаи, когда люди после отбытия наказания за коррупционные преступления снова назначались на должности и по новому месту работы вновь задерживались за злоупотребления и другие нарушения закона. Поэтому вводится запрет на трудоустройство в качестве госслужащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. И от факта погашения судимости запрет не зависит — то есть он будет носить бессрочный характер.

— В списке стран, менее всего страдающих от взяточничества, — Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Австралия, Канада. Государства очень разные. В чем же определяющий фактор возникновения коррупции? И как с ней бороться?

— Коррупцию не удалось победить ни в одной стране. В том числе и в перечисленных, хотя они и занимают лидирующие позиции в антикоррупционных рейтингах. Об этом свидетельствуют данные Международного коррупционного агентства. Очень важна разработка действенных механизмов, которые позволяют противостоять коррупции. В рейтинге американской некоммерческой ассоциации TRACE International мы занимаем 74-ю позицию среди 197 стран. При этом по такому критерию, как антикоррупционные законы и их исполнение, мы находимся на 12-й строчке — результат на порядок лучше, чем у лидеров рейтинга.

Причины совершения коррупционных деяний можно перечислять долго. Однако совершают коррупционные преступления лишь те, кто в силу субъективного восприятия считает это возможным. Тех же взяток было бы гораздо меньше, если бы потенциальные взяткодатели считали это недопустимым.  

— Насколько нам удалось продвинуться в борьбе с коррупцией в прошлом году?

— По итогам прошлого года у нас учтено 1603 коррупционных преступления, в то время как в 2014-м — 1326. Однако, прежде всего, эти цифры свидетельствуют об активизации работы правоохранительных органов. Ведь особенностью таких преступлений является их высокая степень латентности. Например, общепризнано, что правоохранительными органами не выявляется значительная часть фактов взяточничества.

В прошлом году за коррупционные преступления к лишению свободы были осуждены  бывший первый замминистра лесного хозяйства, бывший директор КПУП “Научно-технологический парк “Гродно”, бывший начальник отдела ГАИ Пинского ГУВД и прочие. Ущерб государству — на сотни миллионов рублей. Например, директор КПУП “Научно-технологический парк “Гродно” давал подчиненным заведомо незаконные указания о внесении в табели учета рабочего времени отметок о своей работе в дни отсутствия на рабочем месте, за что ему необоснованно начислялась зарплата. Также он, являясь председателем конкурсной комиссии, созданной для осуществления госзакупок за счет  бюджетных средств, на аукционе по закупке оборудования в технопарк обеспечил победу “нужному” предприятию. За это получил взятку — 31 900 евро. В результате его действий бюджет Гродненского облисполкома недосчитался более 900 млн рублей. Бывшего директора осудили к 9 годам 6 месяцам лишения свободы. Также он обязан возместить причиненный ущерб.

Блицопрос

Кто подстегивает коррупцию: дающий взятки или берущий их?

Об этом жителей Гродно спросила собственный корреспондент “НГ” Елена Семенова.

Виктория Орсик, воспитатель:

— У нас принято благодарить человека за добросовестно выполненную работу, чуткое отношение. Считаю, что цветы, конфеты или шампанское — это не взятка, и к коррупции презенты, которые дарят от души, не подтолкнут. Другое дело — крупные суммы за определенную помощь. Думаю, что виноват именно тот человек, который не устоял перед искушением принять такие подношения.

Кирилл Зубрик, программист:

— Взятка у нас карается по закону, и все об этом знают. Каждый на своем месте должен добросовестно выполнять работу, а не промышлять дополнительными противозаконными заработками. Что бы мы ни говорили, а коррупцию и взяточничество пока не осилили. 

А подстегивает ее в первую очередь тот, кто дает взятки.

Галина Андреева, пенсионерка:

— Виноваты и дающие взятки, и берущие их. Если бы не давали, то и взять было бы нечего. На мой взгляд, нет ничего хуже, чем жить и бояться, что тебя поймают с поличным. А в нашей жизни действуют не только юридические, но и духовные законы. Не зря ведь говорят: сколько веревочке ни виться, а конец будет...

gavrusheva@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter