Взятка была на потоке

Чтобы ее укротить, пришлось предпринимать беспрецедентные меры, которые Президент Александр Лукашенко назвал «наглядным примером проводимой в стране борьбы с коррупцией»

Чтобы ее укротить, пришлось предпринимать беспрецедентные меры, которые Президент Александр Лукашенко назвал «наглядным примером проводимой в стране борьбы с коррупцией»

Круглая сумма на «представительские расходы»

С января 2003 года С. Прокопов представлял интересы предприятий, входящих в международный автомобильный холдинг «Атлант М». В его обязанности входило таможенное оформление автомобилей «фольксваген» и «мазда», ввезенных в Республику Беларусь для дальнейшей продажи физическим и юридическим лицам через ИП «Автохауз Атлант М», ИЧУПТП «Холпи Авто», ИЧУТП «Атлант Моторс». Таможенное оформление осуществлялось по нотариально заверенным доверенностям от физических лиц — покупателей автомобилей. Позже С. Прокопов работал уже по договорам об оказании таможенных услуг, заключаемым между ОДО «АМ Трейдер», где он являлся менеджером, и физическими лицами – покупателями автомобилей. Таможенное оформление производилось Прокоповым на пункте таможенного оформления «ТД Ждановичи», расположенном в Минске по улице Тимирязевой, 103. О масштабах проводимой работы свидетельствует такая цифра: им было оформлено 607 автомобилей «фольксваген» и «мазда», которые поступали на ПТО.

Так как возникали проблемы с растаможкой иномарок, Прокопов, чтобы ускорить эту процедуру, попросил денег на представительские расходы у А. Тимоновой – тогдашнего директора ИП «Автохауз Атлант М». И в течение полугода получил от нее на «представительские расходы» 6000 долларов США. От С. Самойло – другого руководителя – С. Прокопов получил в тот же период времени на аналогичные нужды частями около 4000 долларов.

Необходимость располагать «представительскими» деньгами была продиктована интересами холдинга. Как пояснил позже Прокопов, руководители «Атлант М» высказывали недовольство по поводу того, что стали возникать проблемы с таможенным оформлением ввезенных в Беларусь автомобилей, так как это могло повлечь экономические санкции со стороны их перевозчиков. В то же время таможенники сами подсказывали выход: за определенную плату автомашины будут оформляться быстро.

С. Прокопов знал, что существуют для таких случаев негласные ставки: 15—30 долларов за быстро оформленный автомобиль. Чтобы ускорить процесс и тем самым помочь холдингу избежать экономических санкций, деньги, полученные от А. Тимоновой, С. Самойло и О. Танасевича на «представительские услуги», он стал тратить фактически на заурядные взятки. Деньги передавал старшему инспектору Минской региональной таможни С. Скачко, оставляя их в конвертах в месте, указанном Сергеем Борисовичем. А именно: в помещении архива ПТО ТД «Ждановичи», откуда потом их старший инспектор забирал. Деньги передавались из расчета 5—25 долларов за каждый предъявленный к таможенному оформлению автомобиль в зависимости от количества автовозов в пункте таможенного оформления. Всего С. Прокопов в период времени с конца января 2003 года до конца августа 2004 года передал в качестве взяток 11900 долларов США.

Серые схемы перепродаж задействовались по-черному

Подобно С. Прокопову И. Чернявский и Д. Кухаренок также осуществляли таможенное оформление автомобилей, только другой марки. Конкретно — новых «фордов», ввезенных в нашу страну для дальнейшей продажи физическим и юридическим лицам через иностранное частное унитарное производственно-торговое предприятие (далее – ИЧУПТП) «Либерти Авто», интересы которого они представляли и отстаивали. Новенькие «форды» доставлялись в нашу страну на автовозах, принадлежащих литовской фирме «Вилбета» и другим компаниям. Таможенное оформление производилось на том же ПТО «ТД Ждановичи».

Руководители предприятия «Либерти Авто» столкнулись с такой проблемой. Для физических лиц были более льготные условия ввоза автомобилей в Республику Беларусь по сравнению с индивидуальными предпринимателями и лицами юридическими. При ввозе автомобиля юридическим лицом или предпринимателем для последующей его продажи на внутреннем рынке совокупная стоимость нового автомобиля повышалась на 50—80 процентов за счет сумм таможенных платежей. Частные же лица при ввозе автомобилей уплачивали таможенные платежи, совокупный размер которых был в несколько раз меньше. Естественно, ими ввозилось до недавнего времени подавляющее большинство транспортных средств, находящихся в личном пользовании.

Сотрудники ИЧУПТП «Либерти Авто» с подачи директора предприятия К. Ковалева с целью уклонения от уплаты немалых таможенных платежей заключали фиктивные договоры с подставными физическими лицами. По некоторым подсчетам, из 160 человек, с которыми были оформлены договоры, только 40 (то есть каждый четвертый) являлись реальными покупателями автомобилей.

Так как старший инспектор Минской региональной таможни С. Скачко ранее был знаком с Чернявским, то именно последний и передавал ему поначалу взятки за производство ускоренного таможенного оформления автомобилей в день их доставки в зону таможенного контроля. А с конца апреля 2003 года эта ответственная и далеко не приятная миссия перешла к Д. Кухаренку. Когда вместе с С. Скачко стали работать Д.Михайлов, Р.Лику, С.Лавкет и А.Шошин, то Сергей Борисович на правах старшего смены стал поручать им таможенное оформление автомобилей «форд» в интересах УЧУПТП «Либерти Авто». При этом инспекторы умышленно, вопреки интересам службы, нарушали технологию таможенного оформления и таможенного контроля, утвержденную приказом Минской региональной таможни от 19 июля 2002 года. Они незаконно производили таможенное оформление автомобилей марки «форд» на лиц, которые при этой процедуре не присутствовали, таможенные документы не подписывали и таможенные платежи не осуществляли. За что в виде взяток получали от С. Скачко часть денег, которые ему передавались.

Получение взяток было поставлено на поток. Так, С. Скачко в конце февраля 2003 года получил от И. Чернявского за услуги такого рода 90 долларов, в апреле от него же – 120, а потом и 180 «зеленых». Затем мзду передавал Д. Кухаренок. Он передал 210, 90, 240, 120 долларов, другие суммы. Из расчета 30 долларов за каждый растаможенный и оформленный автомобиль в отсутствие физических лиц.

В ноябре 2003 года Сергей Скачко находился на учебе в Москве. Поэтому его функции взяли на себя Роман Лику и Сергей Лавкет. Они приняли от Д. Кухаренка документы и произвели таможенное оформление четырех автомобилей марки «форд», доставленных в зону таможенного оформления автовозом фирмы «Вилбета». За это в середине декабря 2003 года Кухаренок через Скачко, появившегося на работе после учебы, передал им подношение в сумме 120 долларов.

Всего же за действия в интересах ИЧУПТП «Либерти Авто» нечистые на руку таможенники получили взятки, исчисляемые по курсу Национального банка миллионами рублей.

Нашли подход

и к инспекторам

налоговым

Тот же Д. Кухаренок , осуществлявший таможенное оформление автомобилей марки «форд» в интересах «Либерти Авто» с нарушением действующего законодательства, столкнулся с еще одной проблемой. Подставные физические лица, на которых были оформлены новенькие иномарки, обязаны были в последующем поставить «свои» автомобили на учет в УГАИ ГУВД Мингорисполкома, представив при этом справку об источниках денежных средств, расходуемых на совершение сделки. Липовые автовладельцы должны были в налоговую инспекцию также подавать декларации.

При решении проблем такого рода Д. Кухаренок нашел понимание у Дмитрия Федорова — главного налогового инспектора налоговой инспекции № 2 Министерства по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Минска. Естественно, действовал тот, злоупотребляя своими служебными полномочиями, не из сочувствия, а преследуя корыстную цель в получении денежных вознаграждений и иных материальных ценностей. Принимая названную декларацию от физических лиц, которых опекал Кухаренок, Федоров нарушал требования Декрета Президента № 2 от 12 февраля 1997 года «О декларировании доходов и имущества физических лиц в Республике Беларусь», Закон «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», принятый 4 января 2003 года. Тем не менее пошел на криминальные нарушения. 13 января 2003 года в своем рабочем кабинете организовал незаконное принятие от Д. Кухаренка декларации, заполненной от имени и в отсутствие В. Маненкова, о декларировании последним 39750000 рублей для подтверждения договора займа.

Две недели спустя Д. Федоров организовал такое же незаконное принятие от Д. Кухаренка лживых деклараций, заполненных от имени и в отсутствие А. Лавриновича и В. Пономарева. В них декларировались суммы, превышающие 29 и 26 миллионов рублей, якобы потраченные на приобретение у ИЧУПТП «Либерти Авто» новых «фордов». Позже с помощью главного налогового инспектора Д. Кухаренку удавалось задекларировать и гораздо большие суммы, например, 55 миллионов рублей.

И тут взятка была поставлена на поток. Вознаграждение за труды обычно составляло 20 или 40 долларов и выплачивалось многократно. Кроме того, главный налоговый инспектор неоднократно предлагал своему постоянному клиенту произвести оплату за оказание услуг электросвязи абонентского номера его сотового телефона. В отделении АСБ «Беларусбанк», расположенном по улице П. Глебки, Кухаренок перечислил на эти нужды Федорова денежные средства в виде взяток на общую сумму 190000 рублей.

Благодаря подношениям, нашли подход к главному налоговому инспектору инспекции № 2 Фрунзенского района Минска и Д. Рудаковский, И. Анискевич, А. Кудрявцев, представляющие интересы предприятий, входящих в состав международного автомобильного холдинга «Атлант М», и разрешавшие те же проблемы, что и Кухаренок.

Последний, кстати, нашел взаимопонимание и с Сергеем Ситько — заместителем начальника отдела контроля за декларированием доходов и имущества физических лиц инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска. За разного рода подношения он незаконно принимал у Д. Кухаренка декларации, заполненные от имени и в отсутствие других лиц. Как правило, в тот же день ходатаю незаконно выдавалась «справка об источниках денежных средств, расходуемых на совершение сделки», необходимая для последующего предъявления в УГАИ и постановки очередного «форда» на учет. За содействие С. Ситько получил в качестве взятки доллары, а также телефонный аппарат с автоматическим определителем номера. Порой он подсказывал своим клиентам, что ему надо кормить ребенка, а у него закончились деньги…

…И миллион долларов

в погашение ущерба

Еще весной 2005 года вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении директора ИЧУПТП «Либерти Авто» К. Ковалева. Из него следует, что органами предварительного следствия установлено, что именно Ковалев с целью уклонения от уплаты таможенных платежей организовал ввоз на территорию Республики Беларусь автомобилей, оформляемых на физических лиц, что повлекло недоплату таможенных платежей в размере 1000000 долларов США.

Таким образом, установили непосредственного виновника ущерба. Однако в связи с тем, что этот ущерб был погашен, в отношении К. Ковалева дело прекратили, и органы следствия не усмотрели в его действиях наступления тяжких последствий.

А суд Центрального района пришел к выводу, что данный квалифицирующий признак отсутствует в действиях оперуполномоченного ОБЭП Заводского РУВД г. Минска Павла Малашенко. Он весной 2004 года совершил злоупотребление служебным положением, которое выразилось в нарушении порядка принятия решения по непосредственно обнаруженным органом дознания признакам уголовно наказуемого деяния и незаконном принятии решения по результатам проведения проверки сервисного центра «Форд» ИЧУПТП «Либерти Авто». Суд переквалифицировал действия Малашенко и за злоупотребление властью и служебными полномочиями назначил ему наказание в виде 1 года 8 месяцев исправительной колонии общего режима. При этом суд учел, что бывший оперуполномоченный ОБЭП содержался до этого более 10 месяцев в следственном изоляторе, и освободил его из-под стражи, постановив считать приговор в отношении бывшего старшего лейтенанта милиции исполненным.

В то же время Сергей Скачко признан виновным в совершении ряда преступлений, и ему назначено наказание сроком на восемь лет и шесть месяцев лишения свободы в исправительной колонии усиленного режима, с конфискацией имущества и лишением права занимать должности в таможенных органах Республики Беларусь сроком на пять лет. Его бывшие сослуживцы Роман Лику, Андрей Шошин, Денис Михайлов, Сергей Лавкет, а также бывшие работники налоговых инспекций Дмитрий Федоров и Сергей Ситько приговорены к отбытию наказания в такой же колонии сроком на шесть лет каждый. Правда, всем им, как и Скачко, по амнистии один год неволи скостили. Зато определили дополнительное наказание в виде конфискации имущества и лишения права занимать должности соответственно в таможенных и налоговых органах сроком на четыре года. Коллегия по уголовным делам Мингорсуда недавно рассмотрела кассационные жалобы обвиняемых и оставила вынесенный приговор в силе.

Именно это антикоррупционное уголовное дело во многом подтолкнуло соответствующие органы принять кардинальные меры по наведению порядка с ввозом легковых автомобилей в Республику Беларусь, о которых уже писала в последнее время наша газета.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter