В Москве на ВДНХ прошел праздник, посвященный 75‑летию легендарного БЕЛАЗа

Взяли высоту

В минувшее воскресенье в Москве на ВДНХ под девизом «Беларусь созидающая» прошел грандиозный праздник, посвященный юбилею главного белорусского промышленного бренда — БЕЛАЗа.

В ходе празднования юбилея БЕЛАЗа москвичи и гости российской столицы могли подняться на палубу карьерного самосвала БЕЛАЗ-7558, а участниками музыкального марафона стали многие известные белорусские артисты.

«БЕЛАЗ — это белорусский бренд, который знают во всем мире: в 80 странах используется продукция предприятия. Основной, ключевой рынок, конечно, Российская Федерация: 11 тысяч машин сегодня работают в России», — сказал на церемонии открытия праздника Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.

Ныне это крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов и транспортного оборудования для горнодобывающей и строительной промышленности, а 75 лет назад завод начинал с производства кусторезов, прицепных дорожных катков, снегопогрузчиков и поливомоечных машин на станции Жодино под Минском. Но стране нужна была современная карьерная техника, и в 1958 году сюда было передано производство большегрузных самосвалов с МАЗа. Первая машина под маркой БЕЛАЗ увидела свет в 1961 году. Тот опытный образец грузоподъемностью 27 тонн своим ходом отправили в Москву — к открытию ХХII съезда КПСС. Известно, что в столицу грузовик прибыл без поломок и остановок. После этого белорусский самосвал два месяца экспонировался у павильона машиностроения на ВДНХ СССР и был удостоен диплома I степени.

Уже тогда советским конструкторам поставили задачу создать на базе БЕЛАЗа самый большой самосвал в мире. И он появился! И постоянно совершенствовался. В результате самый крупный на сегодня карьерный самосвал в мире БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн имеет более 20 метров в длину и 8 метров в высоту. Диаметр его колеса составляет почти 4 метра!

Под стать такому гиганту получился и праздник. У белорусского павильона на ВДНХ был выставлен карьерный самосвал БЕЛАЗ-7558. И каждый желающий мог подняться на его палубу, а затем приобрести сувениры с символикой предприятия. Можно было отправить открытку с изображением самосвала в любую точку мира — «Почта БЕЛАЗа» размещалась рядом.

Повышенным интересом у многочисленных гостей праздника пользовалась зона BELAZ-VR — благодаря технологиям виртуальной реальности здесь можно было «провести тест-драйв» легендарного БЕЛАЗ-75710, а также дистанционно посетить завод в Жодино и своими глазами увидеть сборку машин-гигантов.


И все это под восьмичасовой песенный марафон с участием известных белорусских исполнителей Руслана Алехно, Александра Солодухи, арт-группы «Беларусы», Виктории Алешко и фолк-шоу «Забабоны».

Впрочем, говорили на празднике не только об успехах, но и о современных вызовах. 

«БЕЛАЗ, наверное, один из самых узнаваемых белорусских брендов. И, невзирая на ситуацию прошлого года, санкционное давление на завод, российский рынок по-прежнему остается ключевым, БЕЛАЗ очень уверенно себя здесь чувствует: продаем мы по 800 — 900 машин ежегодно. В прошлом году выручка составила почти один миллиард долларов, и в этом году по планам торгового дома и всего руководства завода сумма будет не меньше», — сказал Дмитрий Крутой.

Он констатировал, что предприятие подвергается очень серьезному санкционному западному давлению. «Но, несмотря на это, оно растет, развивается, показывает великолепные результаты и практически каждые полгода радует своих покупателей новинками. Сегодня не только классические БЕЛАЗы, но и машины в газовом исполнении, на аккумуляторных батареях, гибридные модели, а сейчас начали пробовать в России на безлюдных карьерах интеллектуальные машины с автопилотом», — отметил Посол.

По его мнению, очень хорошие перспективы для предприятия видятся в кооперации с российскими партнерами. «БЕЛАЗ не стоит на месте, конструкторское бюро и инженеры завода работают, каждые полгода фактически предлагают какие-либо новинки — более 500 модификаций на сегодняшний день в портфеле, по сути, на любой вкус и кошелек. И все-таки я думаю, что настоящим прорывом станет доведение до ума роботизированной системы интеллектуального карьера, где нет вообще людей (так называемые безлюдные карьеры), где все управление идет, по сути, дистанционно — и карьерным самосвалом, и непосредственно фронтальным погрузчиком, который загружает те или иные грузы на БЕЛАЗ. И когда мы окончательно оцифруем эту историю, сделаем промышленное решение, то, я думаю, БЕЛАЗ еще более уверенно начнет чувствовать себя на российском рынке», — подчеркнул Дмитрий Крутой.

Кстати, сейчас в сегменте крупных карьерных самосвалов особо большой мощности уже чувствуется давление китайских производителей: начинают появляться первые конкуренты. И, чтобы оставаться в рынке, БЕЛАЗу фактически ежемесячно приходится предлагать какие-то новинки.

«В самосвалах этого белорусского бренда значительный вклад материалов и комплектующих российского производства, поэтому их по праву можно считать продуктом Союзного государства, — отметил заместитель Госсекретаря Союзного государства Владимир Амарин. — Сейчас под давлением беспрецедентных санкций как никогда востребованы компетенции белорусских и российских производителей в области машиностроения. Это позволяет снизить и даже полностью избежать зависимости от зарубежных поставщиков и решить вопрос импортозамещения. История БЕЛАЗа является ярким примером взаимовыгодного белорусско-российского сотрудничества, углубления кооперации в высокотехнологичной сфере и успешной реализации масштабных инновационных проектов».

Заместитель гендиректора БЕЛАЗа Олег Климович подчеркнул, что машины стали брендом и символом Беларуси неспроста: «В тесном сотрудничестве с братской Россией мы продолжаем высоко держать планку мировых производителей карьерных самосвалов, выпуская при этом технологически независимую продукцию, востребованную во многих странах мира. В них воплощается важное качество каждого белоруса — надежность, доверие и трудолюбие. «Беларусь созидающая» — это не просто слоган, это идея, наполняющая и объединяющая всех жителей нашей страны».

Дарья ШЕЛЕСТ.

ermakova@rg.ru

ФОТО БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter