«Взял ворону я за хвост, положил ее на мост…»

В Сенненском районе обнаружился опасный «ничейный» мост

Почему мелиораторы и дорожники Витебской области снимают с себя ответственность за безопасность людей

Есть на богатой озерными красотами сенненской земле речушка. Зовут ее ласково — Березка. Рыбной ловлей не славится, но известна на всю округу своим мостом. Более 30 лет назад мелиораторы строили его как шлюз-регулятор, а когда пришел в ненадобность — списали. Теперь эта конструкция весьма ненадежна и для жизни опасна. Но ни мелиоративные, ни дорожные службы ремонтом заниматься не хотят. Потому как первые считают его частью автодороги (стало быть, принадлежит КУП «Витебскоблдорстрой»). А вторые уверены: списание было незаконным. И на баланс не принимают. В то время как идут прения, жители окрестных деревень пользуются мостом каждый день. Как говорится, пока гром не грянет…

В Ковальках всего 16 дворов, 42 жителя. Историю с ничейным мостом, как принято называть шлюз в народе, близко к сердцу принимают практически все: а вдруг кто-то из детей упадет? Да и лихачей на селе хватает. Не дай бог…

Пока в тех местах числились 54 гектара осушенных земель, в шлюзе надобность была. Но в 1987 году их списали, и местная ПМК мелиоративных систем посчитала: раз функции регулятора водного режима исчерпаны, на балансе объекта быть не должно. Подъемное оборудование демонтировали, затворы оставили в качестве распорок между береговыми промежуточными опорами. О правомерности списания спустя десятилетия рассуждать сложно. Но факт остается фактом: альтернативы проезда через Березку мелиораторы не предложили.

Поскольку шлюз-регулятор находится на дороге Поршни—Ковальки—Рябцы, с 1998 года в качестве переезда его стали использовать дорожники. Что, по большому счету, кажется логичным: кому охота ездить в райцентр в объезд?

Со временем две плиты из четырех обвалились: передвигаться по мосту стало более чем небезопасно. Руководство Сенненского райисполкома забило тревогу и обратилось за помощью к областным дорожникам. КУП «Витебскоблдорстрой» во главе с генеральным директором Валерием Лаппо особого желания заниматься объектом, которого не было на балансе, не испытывало. Проблему решили быстро: написали письмо в объединение «Витебскмелиоводхоз». Мол, шлюз ваш, примите срочные меры и отремонтируйте его для обеспечения безопасного движения по дороге. За свой счет, разумеется.

Три года пролетели, а срочные меры до сих пор так и не приняты. И объяснение этому факту у мелиораторов есть. В 2007 году комиссия в составе проектировщиков и специалистов Департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода выехала к Березке и обследовала шлюз. Выводы неутешительны: все элементы утратили несущую способность, ремонтировать их нельзя. Нужно строить автодорожный мост. И угадайте за чей счет? Естественно, дорожников!

Аргументы привели такие: шлюз-регулятор пришел в негодность и не может эксплуатироваться не только из-за сверхнормативного срока службы, но и из-за увеличения транспортных нагрузок. А посему хотите ездить — стройте на месте шлюза новый мост. Сами. Более того, директор департамента Анатолий Булыня сообщил председателю Сенненского райисполкома Эдуарду Герасименко следующее: раз в пойме Березки осушенных земель нет, вести какие-либо работы за счет программы «Сохранение и использование мелиорированных земель» нельзя. Обвинят в нецелевом использовании средств.

В КУП «Витебскоблдорстрой» развели руками: как можно взять на баланс и отремонтировать шлюз, если он относится к мелиоративным сооружениям?! Органы государственного контроля на это посмотрят косо и использовать средства республиканского дорожного фонда на эти цели не позволят. Кроме того, признать списание моста законным дорожники отказались: другого-то проезда через реку нет! Ситуация стала напоминать детскую считалочку — ту самую, где ворону клали то мокнуть, то сохнуть.

Ход был за мелиораторами. Нашлись и они. Сделали временный переезд в стороне от шлюза: положили в русло реки две трубы и посыпали грунтом.

— Объезд сделали, а толку от него! Как только половодье — грязь такая стоит, что ни пройти ни проехать, — рассказывает Галина Машеро, старейшина деревни Ковальки. — Наши жители молоко сдают, и если дождь, бедные женщины-приемщицы за ним на телегах едут в объезд по дороге. А сколько раз на переезде легковушки застревали — не сосчитать.

Местным жителям ситуация совсем уж непонятна: как вот так просто открестились от собственного шлюза мелиораторы? К слову, проект капитального ремонта шлюза-регулятора есть. Еще в 2006 году его разработало РДУП «Витебскгипроводхоз». Остается решить, кто же будет заказчиком. Ситуацию не помогло разрешить и письмо Витебского облисполкома на имя министра транспорта и коммуникаций Владимира Сосновского. Прошло уже больше года, а ни ответа ни привета, увы, нет.

А пока дорожные и мелиоративные службы считают деньги и перекладывают ответственность за безопасное движение по мосту друг на друга, люди как ходили по нему, так и ходят. По обломкам над пропастью, рискуя каждую минуту свалиться в воду. Подвижек со стороны ведомств, имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме, ждать придется, видимо, до определенного момента. Того самого, когда поплывет по речке Березке рухнувшая с моста машина.

На снимках: тот самый опасный мост-шлюз; на временной переправе в половодье вязнет даже сельхозтехника.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter