Взгляды с двух берегов – Кишинева и Приднестровья

Взгляды с двух берегов

Президент Молдовы Игорь Додон анонсировал встречу с лидером Приднестровья Вадимом Красносельским. Это первая встреча с октября 2019 года, когда лидеры двух берегов Днестра встречались в предыдущий раз. В ноябре в Молдове ожидаются президентские выборы, и многие связывают активизацию переговоров с Приднестровьем с этим.

dnestr.tv

Для Игоря Додона Приднестровье является важным вопросом, поскольку Социалистическая партия, которую он представляет, считается более успешным переговорщиком с Тирасполем, нежели прозападные политические силы.

Следует отметить, что из всех замороженных конфликтов на постсоветском пространстве приднестровский — наименее драматичный и наиболее близкий к разрешению. Собственно, сам факт, что в Кишиневе не считают для себя зазорным встречаться с президентом Приднестровья, причем на высшем государственном уровне, говорит о многом. Приднестровье — легитимный и полноправный участник переговорного процесса, и этим оно принципиально отличается от республик Донбасса или Нагорного Карабаха.

Еще одним важным отличием Приднестровья является не только политическое, но и социально-экономическое взаимодействие Тирасполя и Кишинева. Опять же, в этом плане ситуация разительно отличается от других замороженных конфликтов, где связи между отколовшимися регионами и «материнскими» государствами оказались практически полностью оборванными.

Одной из причин этого выступает то, что Приднестровье является изолированным регионом, которому достаточно проблематично выстроить альтернативные экономические связи за пределами Молдовы. Россия, на поддержку которой традиционно рассчитывают в Тирасполе, далеко. С Украиной отношения всегда оставались ограниченными, хотя до 1939 года территория нынешнего Приднестровья входила в состав УССР, а многие жители региона получили украинские паспорта. После 2014 года Киев полностью отказался от контактов с сепаратистским регионом и даже перешел к тактике его блокады.

Именно поэтому после короткого периода взаимного ожесточения в начале 1990-х Тирасполь и Кишинев приступили к наведению мостов. В 2003–2004 гг. даже казалось, что Приднестровье и Молдова находятся в шаге от окончательного мирного урегулирования — в соответствии с так называемым планом Козака предполагалось восстановление территориальной целостности Молдовы на федеративных началах, однако тогдашнее руководство Молдовы отвергло этот план.

Несмотря на это, контакты между Тирасполем и Кишиневом продолжались. Как ни странно, молдавско-приднестровскому сближению поспособствовало подписание Кишиневом соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, благодаря которому Приднестровье, на территории которого расположен основной промышленный потенциал бывшей Молдавской ССР, получило возможность продавать свою продукцию на европейских рынках.

Тем не менее принципиальные разногласия сохраняются. В первую очередь это вопрос власти: Приднестровье видит себя в качестве автономного политического субъекта, в то время как в Кишиневе хотят максимально централизовать систему управления — настолько, насколько это возможно. В случае воссоединения серьезно изменится электоральная карта Молдовы, чего весьма опасаются прозападные и националистические партии, рискующие оказаться при таком раскладе в меньшинстве. Наконец, вопросы статуса русского языка, прав нацио-нальных меньшинств, идеологии и геополитического выбора — все это также остается камнями преткновения, которые не позволяют сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter