Взгляд в будущее с цифрами

Татьяна Старченко о перспективах развития экономики в 2010 году

Мировые аналитики уже перебрали все буквы алфавита, стараясь визуализировать всевозможные сценарии выхода из кризиса планетарной экономики. Как оно получится «в среднем» — вопрос более чем загадочный. А вот каждое государство в отдельности, видимо, будет развиваться по своей кривой. И ее конфигурация зависит от той стратегии, на которую ориентировались правительства стран с началом всемирной финансовой катавасии. О перспективах и прогнозах развития белорусской экономики в следующем году рассказала заместитель министра экономики Татьяна Старченко (на снимке).

— Татьяна Михайловна, какие тенденции характеризуют динамику важнейших макроэкономических показателей? Насколько они изменились по сравнению с III—IV кварталами 2008 г. и I кварталом 2009 г.?

— Проблемы в развитии национальной экономики, вызванные мировым финансово-экономическим кризисом, пока остаются и оказывают определяющее влияние на общие итоги. Кризис вообще вторгается в каждую страну по-разному, отличается и глубина поражения у каждого государства, в зависимости от предыдущей экономической устойчивости. В силу этого белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %.

В России ВВП за девять месяцев этого года сократился до 88,2 % по сравнению с январем — сентябрем 2008 г., а промышленное производство — до 86,5 %. В Украине показатели еще более низкие. Так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта, промышленность — на 28,4 к январю — сентябрю 2008 г. В странах ЕС в III квартале ВВП сократился на 4,2 % к соответствующему периоду прошлого года, аналогичный показатель в Японии составил 4,5 %. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. Перечисленные страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.

Что касается других макроэкономических параметров, то в целом тенденция замедления их динамики, конечно, существует, но есть ряд весьма обнадеживающих изменений. Индекс объема производства промышленной продукции за январь — октябрь 2009 г. составил 95,5 % и остался неизменным в сравнении с январем — сентябрем, а по отношению к январю — августу даже вырос на 0,1 процентного пункта. Основными причинами такой ситуации в промышленности являются снижение платежеспособного спроса на продукцию, недостаток собственных оборотных средств, значительные складские запасы готовой продукции. Однако по последнему параметру есть заметные подвижки. Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства на промышленных предприятиях за январь — октябрь 2009 г. составило 76,7 % и за четыре месяца снизилось на 17,9 процентного пункта, или на 1,26 трлн. руб.

Сохраняется устойчивый и достаточно высокий уровень рентабельности реализованной продукции, работ и услуг в промышленности. За январь — сентябрь он составил 9,9 % против 9,7 % в январе — августе текущего года. За десять месяцев произошло замедление темпов роста инвестиций в основной капитал с 114,5 % в январе — сентябре текущего года до 113,1 %. Вместе с тем по-прежнему высоким остается удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме валового внутреннего продукта. Так, по итогам января — сентября 2009 г. он составил 31,1 %. Достаточно успешно реализуется жилищная программа. В январе — октябре 2009 г. введено в эксплуатацию 4 728,7 тыс. кв. м общей площади жилых домов.

Несмотря на некоторое улучшение, ситуация во внешней торговле остается достаточно напряженной. Индекс объема экспорта товаров и услуг в январе — сентябре 2009 г. к уровню аналогичного периода 2008 г. составил 58,8 % (в январе — августе этого года — 57,6 %). Индекс объема импорта товаров и услуг снизился с 65,8 % за январь — август этого года до 65,7 % по итогам января—сентября. В результате сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в сумме 3 772,7 млн. долларов США. Основные причины — резкое ухудшение конъюнктуры мировых рынков, спад деловой активности, падение внешнего платежеспособного спроса на основные виды белорусской экспортной продукции, что приводит к сокращению физических объемов поставок за рубеж и падению средних цен на реализуемую продукцию.

Социальная сфера является наиболее уязвимой к воздействию негативных тенденций в реальном секторе экономики. В этой связи основной задачей государственной политики в области оплаты труда является сохранение уровня заработной платы, обеспечивающего удовлетворение основных потребностей населения. В январе — октябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике увеличилась на 13,7 % и составила 987,3 тыс. руб., в том числе в сентябре 1 026,2 тыс. руб. Реальная заработная плата за десять месяцев текущего года к соответствующему периоду 2008 г. увеличилась на 0,1 %. Сводный индекс потребительских цен за январь — октябрь составил 108,3 %. Следует отметить, что в результате целенаправленной системной работы по стабилизации инфляции в стране в последнее время наблюдается заметное снижение темпов роста потребительских цен. Если в январе этот показатель составлял 104,1 %, феврале —101,2 %, марте — 100,6 %, то в апреле — 100,4 %, мае — 100,3 %, июне — 100,4 %, июле – 100,4 %, августе — 99,8 %, сентябре — 100,3 %.

Таким образом, можно констатировать: благодаря своевременно разработанным и реализованным антикризисным мерам в Беларуси удалось избежать критического, обвального падения производства в базовых отраслях экономики и сохранить относительную макроэкономическую стабильность. 

— Согласно классической экономической теории в краткосрочном периоде для преодоления экономических флуктуаций приходится балансировать между ростом инфляции и увеличением уровня безработицы. В этом году, несмотря на целый ряд сложностей, вызванных влиянием внешних факторов на национальную экономику, в Беларуси удалось не допустить стремительного роста цен — уровень инфляции за девять месяцев ниже, чем за аналогичный период прошлого года, безработица также находится на уровне около 1%. За счет каких ресурсов и экономических механизмов удается сдерживать на оптимальном уровне два наиболее социально значимых макроэкономических фактора?

— Как я уже говорила, за десять месяцев 2009 г. индекс потребительских цен составил 108,3 %, что ниже, чем за аналогичный период 2008 г. (110,5 %). Если сравнивать с нашими ближайшими соседями и партнерами, то в России этот показатель составил 108,1 %, в Украине — 110,1 %. Одним из основных факторов инфляции в текущем году явилась девальвация курса белорусского рубля, вследствие чего возросли цены на ряд продовольственных и непродовольственных товаров иностранного происхождения. В целях недопущения обвального роста цен в связи с девальвацией курса белорусского рубля в начале года правительством был разработан и принят комплекс антиинфляционных мер, реализация которых позволяет в определенной мере управлять инфляционными процессами в стране. Проводится постоянный мониторинг розничных цен на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары отечественного и иностранного производства, лекарственные средства, тарифов на услуги, и при выявлении фактов необоснованного их роста принимаются оперативные меры со стороны соответствующих органов управления. Немаловажным фактором сдерживания роста цен является создание конкурентной среды, пресечение фактов запрета или ограничения в отношении свободного перемещения товаров, иных ограничений прав юридических лиц на продажу, покупку товаров при межобластных поставках.

Что касается уровня безработицы, то в этой сфере Беларусь проводит собственную стратегию минимизации негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на основные индикаторы рынка труда, предусматривающую недопущение высокого уровня регистрируемой безработицы и возникновение социальной напряженности. В основе данной стратегии лежит политика сохранения кадрового потенциала предприятий, большинство из которых предотвращают массовые увольнения работников, переходя на режим неполного рабочего дня или недели и предоставления административных отпусков. Многие государственные предприятия получают финансовую поддержку, в том числе кредиты и займы на выплату заработной платы, что позволяет им также сохранить свой кадровый потенциал и поддерживать заработную плату на достаточном для условий кризиса уровне. На предотвращение высокого уровня безработицы направлены мероприятия Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009—2010 гг., которые включают меры содействия занятости населения: создание новых рабочих мест, увеличение объемов оплачиваемых общественных работ, организация профессиональной переподготовки, содействие развитию предприниматель-ской инициативы, создание субсидированных рабочих мест для граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и т.д. В результате уровень безработицы в течение 2009 г. удерживается в пределах 0,9—1 % от экономически активного населения при прогнозе на конец года 1,1—1,2 %.

— Сейчас в Беларуси взят курс на разгрузку складов, в том числе и с помощью привлечения к реализации отечественных товаров индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства. Малый бизнес во всем мире считается наиболее рискованным видом коммерции. Как на белорусских предприятиях решается проблема управления дебиторской задолженностью при сотрудничестве с субъектами малого предпринимательства? Какие виды гарантий могут сегодня предоставляться малыми предприятиями при получении товаров на реализацию с отсрочкой платежа?

— Действительно, в Беларуси проводится активная работа по сокращению запасов готовой продукции. Используются различные подходы, в том числе пошаговая стратегия снижения складских запасов, стимулирование внутреннего спроса, активная экспансия на внешние рынки. Можно только приветствовать, что отечественный бизнес также не остался в стороне от решения этой актуальной задачи.

По сообщению представителей оптовых и мелкооптовых торговых площадок, функционировавших ранее и вновь созданных, в настоящее время у них отсутствует проблема несвоевременности оплаты отгруженных субъектам малого предпринимательства товаров. При первоначальном обращении малого предприятия либо индивидуального предпринимателя за приобретением партии товара отгрузка производится только по предоплате. В дальнейшем возможна отсрочка платежа до 30 календарных дней.

С целью улучшения финансового положения субъектов хозяйствования и снижения проблемной дебиторской и кредиторской задолженности Указом Президента от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» предусмотрено оказание государственной поддержки небольшим фирмам через предоставление финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, имущества на условиях лизинга (финансовой аренды), гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь. Кроме того, малые предприятия, как и иные субъекты хозяйствования, в целях обеспечения исполнения обязательств могут использовать способы, предусмотренные Гражданским кодексом Республики Беларусь, в том числе залог, неустойку, удержание имущества должника, поручительство, гарантию, банковскую гарантию, задаток и другие способы, предусмотренные законодательством или договором.

— В начале года руководство Министерства юстиции на одном из пресс-мероприятий озвучило идею, что в Беларуси необходимо ввести обязательную экспертизу для определения экономических последствий, которые могут наступить от вступления в силу тех или иных нормативно-правовых актов, в том числе и технического характера. Насколько, по вашему мнению, необходима такая процедура для устойчивого поступательного развития белорусской экономики?

— Эта идея не новая, просто в условиях кризиса возрастает цена ошибок, в том числе и при принятии новых нормативно-правовых актов. Поэтому Минэкономики и Минфином совместным постановлением от 30.06.2009 № 88/124 утверждена Инструкция по методике подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов. В ней установлена норма, обязывающая все нормотворческие органы разрабатывать финансово-экономические обоснования, основанные на тщательном финансовом, экономическом или статистическом анализе, содержащем расчеты, сведения об источниках финансирования реализации проекта на текущий или последующие годы, а также условий его реализации и прогноз экономических и иных последствий.

Основной целью разработки данной Инструкции является оценка влияния принятия нормативных правовых актов на величину доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных фондов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу. Таким образом, данной Инструкцией закреплена норма об обязательной оценке последствий принятия, реализации нормативного правового акта (в отношении юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей), включая оценку определения экономических последствий. Как свидетельствует опыт других стран, такая процедура является обязательной и приобретает особое значение в период либерализации экономики.

— Сегодня в мировой экономике происходят парадоксальные явления. С одной стороны, руководители большинства государств и ученые призывают в условиях кризиса не создавать дополнительных барьеров для развития внешней торговли и движения капитала, с другой — немало стран ввели ограничительные пошлины на различные импортные товары, а также используют другие меры нетарифного регулирования, которые защищают внутренние рынки от проникновения тех или иных иностранных товаров. Какая внешнеэкономическая политика Республики Беларусь наиболее оптимальна в сложившейся ситуации? Насколько слишком активная политика по импортозамещению и увеличению доли отечественных продаж на своем рынке может способствовать увеличению экспортных поставок отечественной продукции, в том числе и субъектами малого предпринимательства?

— К сожалению, вы правы. Создание дополнительных барьеров и ограничений во внешней торговле стало определяющим инструментом в экономической политике большинства развитых стран в условиях мирового финансового кризиса. На недавнем саммите стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Сингапуре прозвучала информация, что соотношение принятых ограничительных мер к мерам по либерализации экономики составляет 6 к 1. По данным, приведенным в совместном докладе ОЭСР, ВТО и ЮНКТАД, за период с апреля по август текущего года введено более 100 новых ограничительных торговых мер в 12 из 20 наиболее развитых стран. В число лидеров по количеству ограничений входят США, Индия, Россия, Китай. Беларусь также применяет некоторые меры по защите своих товаропроизводителей и сокращению импортных закупок. Однако, несмотря на сложную ситуацию на внешних рынках, мы последовательно проводим политику открытости и дальнейшей либерализации экономики.

Что касается импортозамещения, то в последние годы оно стало действительно эффективным направлением экономической политики. У нас реализуются государственная, отраслевые и региональные программы импортозамещения, последовательно решается двуединая задача снижения импорта и создания современного потенциала для увеличения экспорта отечественной продукции.

По оперативным данным, за девять месяцев произведено импортозамещающей продукции на 1,5 млрд. долларов США, из которой на экспорт поставлено на сумму более 500 млн. долларов. Условная экономия валютных средств за счет поставок на внутренний рынок отечественной импортозамещающей продукции составила 614 млн. долларов. Характерно, что объемы производства импортозамещающих товаров постоянно растут.

— В конце октября вступило в силу постановление Минэкономики, которое значительно упрощает систему ценообразования. Теперь на многие виды товаров и услуг предприятия могут формировать цены, исходя из конъюнктуры рынка и других факторов. Какое влияние либерализация системы ценообразования может оказать на уровень инфляции в республике? Как вы отметили на одной из пресс-конференций в прошлом году, конкуренция лучше всего подталкивает производителей и продавцов к снижению розничных цен. Какие меры по усилению конкуренции между производителями будут проводиться в Беларуси в связи с либерализацией ценообразования? Не будут ли они вступать в противоречие с развитием программ импортозамещения, поддержки отечественных производителей, стремления увеличить долю потребительских товаров отечественного производства в структуре отечественного розничного товарооборота?

— Это — еще один шаг в сторону либерализации на таком важнейшем направлении, как ценообразование. Его основным содержанием является новый порядок формирования цен и тарифов, более адекватный нашему времени и экономической перспективе. Данным постановлением расширен круг товаров, при формировании цен на которые будут применяться свободные торговые надбавки, определяемые с учетом конъюнктуры рынка. Определен конкретный перечень продукции, по которой будут применяться ограниченные размеры торговых надбавок. В него вошли важнейшие социально значимые продовольственные товары, товары для детей, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отдельные товары массового спроса — всего 50 позиций. На остальные товары цены будут формироваться с учетом конъюнктуры рынка без ограничения торговых надбавок.

Либерализация в области ценообразования не означает полную бесконтрольность ситуации. Государство никоим образом не устраняется от мониторинга ценообразования на внутреннем рынке и от разумного регулирования этого процесса, причем будет решать эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития экономики и в рамках установленных правил. Необходимо отметить, что в настоящее время государственное регулирование цен (тарифов) в республике сохраняется:

на основные товары (работы, услуги), имеющие важное народнохозяйственное и стратегическое значение для страны (продукция оборонного назначения, нефть, газ и т.д.);

продукцию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других отраслей национальной экономики и влияющих на общий масштаб цен в республике (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т.д.);

социально значимые продовольственные товары, от уровня цен на которые во многом зависит жизненный уровень населения страны (хлеб, мясо, молоко, медицинские товары и услуги и т.д.).

В дальнейшем государство должно переходить преимущественно к экономическим методам воздействия на формирование цен, заключающимся в согласованном проведении политики регулирования ценообразования, налоговой системы, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики. Будут шире использоваться меры, направленные на формирование, развитие и усиление конкуренции, в том числе в части недопущения нарушений антимонопольного законодательства и адекватного реагирования должностных лиц органов управления и юридических лиц на законные требования антимонопольного органа по устранению и недопущению в дальнейшем нарушений антимонопольного законодательства.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter