Взгляд с экрана

Тайна знаменитого снимка раскрыта
Тайна знаменитого снимка раскрыта

Эта кинохроника давно стала легендарной. Запечатлен на ней простой, но трогательный момент: 3 июля 1944 года. Молодая красивая женщина разговаривает с солдатом–освободителем. Потом оба поворачиваются к камере и улыбаются... Тысячи раз знаменитые кадры показывали по телевизору, публиковали в книгах и газетах. Есть фотография и в экспозиции музея истории Великой Отечественной войны. Что за женщина изображена в кинохронике? Этот вопрос оставался загадкой более 60 лет...

...Марии Кондратьевне Крушевской 98 лет. Она очень плохо видит. И рассказывая о первом дне освобождения столицы, смотрит в мою сторону, но не на меня, а как будто сквозь время, в далекий июль 44–го.

— В последнюю оккупационную ночь в Минске было неспокойно, — вспоминает Мария Кондратьевна. — По Грушевской улице, где мы вырыли землянку, бегали полицаи и кричали: «Завтра всем жителям собраться на Юбилейной площади». Что это означало — все понимали. Немцы устроят отбор: кого расстрелять, а кого отправить на принудительные работы. Становилось жутко. За себя, а особенно за детей. Вот с такими мыслями я и засыпала.

Утро началось с бомбежки. Несколько взрывов ухнуло рядом. После — на некоторое время затишье. А потом слышны взволнованные голоса.

— Выходите! Наши в городе!

Я схватила детей и выбежала на улицу. По дороге ехала колонна мотоциклов. Советских мотоциклов! Несколько из них остановились. За рулем сидели восемнадцатилетние мальчишки. Бледные, измученные. Как мы их обнимали, целовали! И они радовались, взахлеб рассказывали:

— Наши войска уже на товарной станции и площади Ленина...

Схватила дочку за руку и побежала. Бегу и боюсь — вдруг где немец остался, выстрелит. Так не хочется умирать в такой момент!

На площади Ленина стояли машины. Мария Кондратьевна остановилась около первой из них. Отдышалась. Рядом, прислонившись к колесу, дремал солдат.

— Меня как прорвало, — вспоминает Крушевская. — Я говорила, говорила, плакала... Рассказывала о виселицах на улицах, о том, как гитлеровцы измывались над моей шестнадцатилетней сестрой, а после убили. Как живьем сожгли сестру моего мужа и пятерых ее детей. Как я счастлива, что этот кошмар наконец закончился. А солдат молчал и слушал. И глаза у него от усталости слипались. Потом он вдруг улыбнулся и говорит: «А ведь вы попадете в историю! Посмотрите, нас для кинохроники снимают!» Я долго высматривала в толпе оператора. Увидела — и знаете, такое меня наполнило безмерное счастье, ведь вокруг стояли люди, которых мы так долго ждали. Я улыбалась. Именно этот момент и запечатлен в кинохронике.

Так и родились знаменитые кадры.

А в этом году, к 9 Мая, невестке Марии Кондратьевны, узнице концлагерей, пришло поздравление от Президента. На стилизованном под знаменитый армейский треугольник письме из далекого 43–го — улыбающаяся Крушевская. Сын Крушевской Александр Евгеньевич решил, что пора, — и отправился с удивительным рассказом в музей истории Великой Отечественной войны...

...Многое может рассказать Мария Кондратьевна. Она прекрасно помнит приезд в Минск Николая II. Стоя в десятке шагов от императора, маленькая Маша в полный голос спрашивала отца, указывая на царские эполеты: «...Папа, а что это за щетки у него на плечах?» В 1937–м репрессировали мужа. Месяц ничего не знала о его судьбе. И вот пришло заказное письмо, внутри клочок папиросной бумаги, а на внутренней стороне конверта написано: «Эта бумага была найдена в городе Александровске, возле железнодорожного полотна. Я ее поднял, прочитал, понял, что она очень важна, и отправляю по назначению». Внизу приписка: «Бедная вы моя, бедная». Трое суток на лютом февральском морозе простояла Крушевская возле входа в тюрьму, пытаясь передать супругу весточку. Как оказалось — последнюю. Потом была оккупация. Освобождение. Мужа реабилитировали только в 1958 году...

Многое помнит Мария Кондратьевна Крушевская. Пережить эти тяжелые, кажется, неподъемные воспоминания, помогают ей самые дорогие люди — дети, внуки, правнуки и праправнуки.

— Я горжусь тем, что стала хорошей матерью! Все — мои дети, внуки, как на подбор умнички. Для женского счастья этого вполне достаточно.

P.S. К сожалению, работники музея до сих пор не могут выяснить имя солдата, изображенного рядом с Марией Кондратьевной Крушевской. Может быть, тайну поможете раскрыть вы?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter