Взгляд на другие берега

В Минске завершился Международный театральный форум «ТЕАРТ»

В течение месяца столичные театралы знакомились со спектаклями из Дании, Словении, Германии, Польши, России, Латвии и Литвы, которые признаны лучшими на всех континентах. К ним присоединились десять наших экспериментальных работ на фестивале «ТЕАРТ».


Четвертый Международный театральный форум позволяет сверить свой, белорусский, опыт с тем, что делают другие, и переосмыслить его. Заодно заметить пробелы в освоении театром современных проблем, расширить интеллектуальные поиски. В нашу «эпоху перемен» изменилось театральное мышление, и сделали это лидеры молодого поколения, многие из которых только переступили тридцатилетнюю возрастную черту. Фестиваль свидетельствует, что наряду с традиционными пьесами театр успешно представляет авторские импровизации, монтаж документов, медийные продукты, перформансы, акции. Возможно, это ближе и понятнее молодой аудитории, воспитанной на визуальной культуре, городских праздниках. Однако порой вызывает непонимание и отторжение у опытных солидных зрителей.

Так, например, спектакли «Смех в темноте» из Дании и «Ивонна, принцесса бургундская» из Польши перенасыщены техническими эффектами, оформлены с помощью аудиоискусства и затмевают традиционный театр приемами кинематографа. В белорусской программе лидирует пластика. Привезенное из Москвы «Материнское поле» по Чингизу Айтматову вообще играется драматическими артистами без слов, а с помощью танца, жеста, мимики.

Хореография, как и музыка, никогда еще не была так значительна на драматической сцене, как в наш XXI век. Специалисты утверждают, что длинные тексты не способны увлечь публику. Она начинает скучать. Однако некоторые спектакли вроде трехчасовой «Чайки» и четырехчасового «Обломова» успешно опровергают такие прогнозы. Оказалось, что не устарели тексты, не напрягают длинные монологи и слово играет в своей первозданности, если талантлив режиссер и талантливы исполнители.

В то же время в занудной статичности «Печального хоккеиста» не спасают ни разговоры, перенесенные с улицы, ни дергающаяся кинокамера, потому что ничего не происходит, ничто не двигается, жизнь как будто замерла, лишившись чувств и страстей.

Отдельных спектаклей из России, Латвии и Литвы мы ждали с особым интересом, потому что много говорят и пишут об их создателях — режиссерах Алвисе Херманисе, Оскарасе Коршуновасе, Константине Богомолове. А вот театральная жизнь Словении белорусской публике фактически неизвестна, но их спектакль произвел культурный шок своей необычностью. Это авангардистская пьеса польского драматурга Виткевича, пианино и ударная установка на краю сцены, странное название «Крейзи локомотив» и настоящее потрясение от игры актеров. Нам показали не просто эксперимент, а фактически возможность существования другого театра, где каждый исполнитель является человеком-оркестром, вступающим в спор со зрителями.

Вообще, одна из особенностей нового современного театра — интерактивность, желание тормошить публику, вырывать ее из уютного кресла. На этот испытанный прием эстрады охотно откликается молодежь и в дальнейшем начинает более активно интересоваться театральным искусством. Опасная игра со смертью в этом спектакле действует не угнетающе, а провокационно, оставляя открытый финал и возможность предположить, что несущийся навстречу смерти локомотив окажется целым и невредимым.

Замечательные русские писатели Чехов («Чайка»), Гончаров («Обломов»), Платонов («Рассказ о счастливой Москве»), как и Чингиз Айтматов («Материнское поле»), не подвергались экспериментам и не пострадали от новаторства. Они были представлены нам под современным углом зрения и оказались очень созвучны нашему времени.

Среди десятка иностранных участников фестиваля белорусы предложили свою десятку проектов и две полномасштабные работы: «Жар-птица» в Национальном академическом Большом театре оперы и балета и «Отец» в Национальном академическом театре имени Янки Купалы. В дополнительной программе форума кроме читок пьес, мастер-классов, обсуждений спектаклей и пресс-конференций состоялась презентация школы арт-лидера. Два десятка молодых людей учились менеджменту, умению исследовать потребности театральной аудитории и реализовывать интересные проекты. Вместе с юридическим факультетом БГУ был проведен круглый стол по авторскому праву. Кстати, в наш век постмодернизма и заимствования чужих текстов проблема очень важная.

Татьяна ОРЛОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...