«Взбесившийся» троллейбус

В то летнее утро 2008 года на автобусной остановке «Машерова» в городе над Бугом было оживленно. Собственно, этот участок одной из центральных улиц Бреста всегда достаточно бойкий, особенно в утреннее и предвечернее время. А в тот день общественный транспорт почему-то ходил реже — то ли час пик миновал раньше, то ли некоторые водители избрали другой маршрут движения.

Мастерство и решительность водителя автобуса Сергея ЧЕШКО помогло избежать три года назад трагедии в Бресте.

В то летнее утро 2008 года на автобусной остановке «Машерова» в городе над Бугом было оживленно. Собственно, этот участок одной из центральных улиц Бреста всегда достаточно бойкий, особенно в утреннее и предвечернее время. А в тот день общественный транспорт почему-то ходил реже — то ли час пик миновал раньше, то ли некоторые водители избрали другой маршрут движения.

От остановки «Машерова» до соседней «МОПР» каких-то пять минут ходьбы. Автобус или троллейбус, если не стоит в пробке, это расстояние вообще преодолевает в одно мгновение. Житель деревни Ольха Брестского района Сергей Онищук, приехавший в город по делам, до центрального универмага предпочел прогуляться пешком. Отойдя на несколько десятков метров, он оглянулся и увидел, как к остановке подкатил новый троллейбус кремового цвета. Машина сверкала свежей краской и светло-зелеными огоньками электронного табло. Тихо загудев, она плавно тронулась с места. И тут случилось неожиданное. Едва троллейбус выехал из остановочного «кармана», как одна из штанг его токоприемника соскочила с провода. Такое случается довольно часто. Из кабины, набросив рабочую жилетку, вышел водитель и потянул штангу на себя. Дальше произошло нечто невообразимое. Едва раскачивающийся в воздухе кусок железа коснулся контактного провода, троллейбус поехал вперед. Опешивший водитель бежал позади, пытаясь догнать «взбесившееся» транспортное средство. А троллейбус между тем, набирая скорость, без управления двигался по проспекту Машерова, постепенно пересекая по диагонали проезжую часть. Пассажиры, находившиеся в салоне, с ужасом смотрели, как тяжелая машина таранит легковушки. Сначала на своей полосе, потом на встречной. Ничего не понимающие водители спешили увернуться от него, но не всем это удавалось.

Впереди показался длинный павильон остановки «Машерова». Возле него только что притормозил коммерческий автобус № 50. Одни пассажиры выходили из его салона, другие торопились занять места, не предполагая, какая приближается опасность. Троллейбус ехал прямо на остановку. Единственной преградой на пути к ней был автобус № 50. Штанги многотонного «МАЗа» уже оторвались от контактных проводов, но скорость машины не снижалась.

Водитель автобуса 50-го маршрута Сергей Чешко, увидев несущийся на него троллейбус, поначалу не поверил своим глазам. Но не растерялся. Быстро оценив ситуацию, мгновенно принял решение. У него еще оставалось несколько секунд, чтобы закрыть двери и успеть отъехать от остановки в безопасное место. Но, во-первых, не все пассажиры закончили посадку. Во-вторых, он только на долю секунды представил, что будет с людьми, стоящими на остановке и не видящими несущегося по направлению к ней троллейбуса, и его нога нажала на педаль.

— Я до предела выжал тормоз, — вспоминает Сергей. — И подумал: только бы автобус выдержал удар, ведь скорость троллейбуса была не меньше шестидесяти километров в час. Люди в салоне увидели, что вот-вот случится авария, и успели отойти от окон. От удара пострадали в основном те, кто заходил в дверь. Они даже не успели понять, что произошло, когда автобус содрогнулся и подался назад. Метров десять нас тащило по асфальту, машина еще подцепила «Газель» и мусоровоз, которые стояли сзади. К счастью, все обошлось, но «МАН» был до того разбит, что восстановлению не подлежал.

Троллейбус лобовой частью угодил в кабину автобуса. Сергея Чешко, который до последнего удерживал тормоз, зажало между искореженными частями металла, несколько травм он получил от разбившегося стекла. Однако сам, без посторонней помощи, выбрался из кабины.

Люди, находившиеся в автобусе и в троллейбусе, постепенно отходили от шока. И в том, и в другом транспортных средствах кое-кому потребовалась медицинская помощь — прибывшие к месту происшествия врачи «скорой» ее тут же оказали. Правда, больше пассажиры нуждались в поддержке психолога. Ведь находиться в неуправляемом троллейбусе и автобусе, «подставившем» ему свой бок, — серьезное испытание для психики. Впрочем, не меньшее потрясение пережили и те, кто стоял на остановке. Они поочередно подходили к водителю автобуса № 50 и молча пожимали ему руку в знак благодарности за спасенные жизни. Понимали: если бы не старенький «МАН», вставший на пути мчавшегося троллейбуса, последний бы на полной скорости налетел прямо на павильон. И трудно сказать, остановила бы многотонную машину легкая конструкция навеса или нет.

Директор частного предприятия «Шетле» Леонид Иваниченко, который являлся владельцем списанного после этой аварии автобуса, ничуть не расстроился из-за понесенного материального ущерба. Наоборот, он считает, что в сложной ситуации Сергей Чешко поступил правильно, проявил лучшие человеческие качества.

И сейчас в рейсы водитель выезжает на маленьком автобусе «Радзіміч», за которым ухаживает так же тщательно, как некогда за «МАНом».

Всего в аварии пострадало девять автомобилей. «МАЗ», оказавшийся первой в троллейбусном парке машиной такого класса, восстановили, и сейчас он колесит под бортовым номером «115» по улицам города над Бугом. Выглядит как новенький.

Водитель, по вине которого произошла авария, сегодня работает в троллейбусном парке Бреста. Тогда он совершил досадную оплошность, выйдя устанавливать штанги на машине и не выключив передачу. Но, как показала проведенная после аварии проверка, троллейбус имел заводскую недоработку, которая была устранена.

Водитель возместил расходы на ремонт. Главный инженер троллейбусного парка Анатолий Семенов охарактеризовал его как хорошего работника. За два прошедших года на улицах Бреста появилось более двадцати «мазовских» троллейбусов. Они удобны и комфортабельны, экономичны и безопасны.

А Сергей Чешко и водитель троллейбуса при встрече на дороге всегда кивают друг другу в знак приветствия. Всякое случается в жизни.

Александр КУРЕЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter