Интерес к дуэлям возрождается на новый лад

Вызов на дуэль

Очередная премьера потрясла кинотеатры: в прокат вышел самый долгожданный российский блокбастер осени «Дуэлянт». Его ждали, обсуждали, хвалили и ругали еще задолго до выхода. И, как полагается нашумевшим фильмам, эта лента спровоцировала новую волну интереса к самому феномену дуэлей как у простых зрителей, так и у грамотных маркетологов, которые уже вовсю потирают ладошки, придумывая, как бы на этом поветрии заработать.

К примеру, в России после премьеры стали популярны футболки с кровавым следом от выстрела в районе груди и надписью «Дуэлянт», зонты с ручкой в форме револьвера, шоколадные наборы оружия для поединка в натуральную величину. На полках перестал пылиться антиквариат: на аукционах появились наборы для дуэлей. Ивентники уже придумывают тематические квесты. А владельцы пейнтбольных площадок говорят о повышении спроса на игры всего лишь для двух участников, которые к тому же просят провести состязание по всем правилам дуэли, но с пулями из краски. Хотя уже более ста лет никто всерьез с помощью поединка чести и настоящего оружия не выяснял отношения, а все споры решаются совершенно другими, куда более гуманными методами, к теме, как видим, интерес и вправду нешуточный.

Почему? Все просто. Можно и победителя всегда определить, и самолюбие потешить, и время оригинально провести. «Бои» могут быть самыми разными и по интересам. Так, в Минске любители хорошей автоакустики решили провести собственную дуэль: владельцы авто предлагали друг другу померяться возможностями своих акустических систем и выяснить, кто лучше. Литераторы объединяются в сообщества в социальных сетях и на форумах: кто талантливее? Причем в таких поединках правила прописаны очень серьезно, соблюдены все формальности. В одном из литературных сообществ есть даже своеобразный дуэльный кодекс, где оговаривается каждый из шагов. Желая вызвать кого–то на дуэль, нужно известить об этом Смотрителя: «Я готов(а) к дуэли и жду соперника по прозе/поэзии/драматургии». Задается тема, определяется количество ходов, жанр и другие дополнительные условия. Если находится желающий, то сообщает: «Я принимаю ваш вызов!» После того как все «отстрелялись», начинается голосование, где пользователи–читатели оценивают, чьи литературные труды были лучше.


Что говорить, появились даже специальные детские игрушечные наборы «Электронная дуэль». Вызывают друг друга на сражения и поклонники популярной игры PokemonGo. В общем, где только не меряются силами — и в спортивных дуэлях, и в пейнтбольных, и в лазертагах, и в битвах подушками... Волей–неволей вспомнишь Гегеля и его афоризм: «История повторяется дважды: первый раз — как трагедия, а второй — как фарс».

К барьеру, сударь!


А вот кому хочется подержать в руках настоящую шпагу, тому наверняка должно понравиться в школе исторического фехтования Duellatoria Alba. Здесь ребята уже более 5 лет изучают фехтовальное искусство Европы. Их интересы простираются от периода Высокого Средневековья до конца Нового времени. А это почти тысячелетие, которое вобрало в себя множество систем ведения боя различным холодным оружием.

— Из этого многообразия нас больше всего привлекает именно традиция дуэли, — рассказывает инструктор школы Алексей Турский. — Ее появление, развитие и существование. Каждый вид оружия — это атрибут эпохи и сословный идентификатор. Нам это интересно, мы возрождаем и храним подобные традиции, начиная от знакомства с оружейными коллекциями и заканчивая практическим освоением методов владения холодным оружием.

Алексей все азы фехтования когда–то тоже с нуля постигал в этой школе. Теперь с радостью делится своими знаниями с новичками. Все ученики фехтуют на шпагах эпохи Ренессанса и придерживаются принципов международного альянса HEMA, крупнейшей организации по изучению европейских боевых искусств. Это движение, по словам Алексея, — удивительный современный синтез любительского фехтования, спорта, изучения истории, в том числе оружия, теории и практики его применения. В Беларуси есть только два таких клуба.

В зале — самый разгар тренировки. После довольно длительной разминки фехтовальщики начинают переодеваться в защитную форму. Безопасная экипировка — главное требование школы. И вот по зову судей двое соперников выходят на ристалище — специальную дорожку, на которой и будет проходить поединок. Выход за нее карается штрафным баллом в пользу соперника. Дуэлянты приветствуют друг друга элегантными жестами со шпагой в руках. Кстати, такое приветствие каждый придумывает себе сам. Поприветствовать соперника нужно обязательно — это правило хорошего тона фехтовальщика. Судья дает команду «бой!» — дуэлянты скрещивают рапиры. Все происходит настолько быстро, что за движениями сложно уследить. Оттого, бывает, за соревнованиями наблюдают сразу четверо судей. Тут важно оставаться честным и в спорных ситуациях признавать, что соперник таки попал. Вопросы чести среди фехтовальщиков стоят превыше всего, ведь на поединок выходят не заклятые враги, а хорошие знакомые и друзья. И даже когда на кону победные очки, дуэлянт не должен наносить удар, если понимает, что это может привести к травме...


Этот поединок продлился до первого туше — результативного попадания. Вообще, очки начисляются в зависимости от того, куда пришелся удар клинком. Например, за попадание в голову можно получить 3 очка. Бой продолжается до 10 очков или до того, пока не истечет время — на дуэль дается 1,5 минуты. Размеры рапиры тоже строго регламентированы: вес 1––1,3 кг, длина — 1––1,1 метра. Зато каждый может заказать у мастера–кузнеца себе персональный эфес, а по–простому — рукоять с красивым навершием и защитой от шпаги соперника. Но главное, говорят, в выборе своего оружия — почувствовать, как оно становится продолжением твоей руки.

А на соседней дорожке фехтуют девушки. Как замечают инструкторы, они совсем не уступают в этом искусстве парням и даже занимают призовые места в общих соревнованиях.

К истории вопроса

Считается, что привычные в нашем понимании дуэли возникли из так называемых судебных поединков, во время которых исход боя решал, кто же прав. Другими прародителями можно считать рыцарские турниры: после распространения по всей Западной Европе они скоро появились и на наших землях. Например, известно, что в 1390 году, когда князь Витовт стремился отвоевать у Ягайло Вильно, в поединке сошлись пинский князь Наримунт и крестоносец из немецкого войска Витовта. Наримунт как человек чести принял вызов и выехал из осажденного замка. Во время битвы был сбит с коня копьем и вопреки правилам рыцарского поединка связан и доставлен к Витовту, а потом убит.


Именно регламентированные нормы турнирной этики легли в основу правил дуэли. Расцвет таких поединков в Европе начался примерно в XV столетии, когда вопросы чести стали первостепенными для дворянского сословия. Любой посчитавший себя оскорбленным мог вызвать обидчика на поединок. В XVI веке дуэли были настолько частым явлением, что их пытались запрещать и Церковь, и монархи. Но никакого эффекта это не возымело. Даже Стефан Баторий, король польский и великий князь литовский (а еще он был известным фехтовальщиком), на оскорбительное письмо Ивана Грозного ответил вызовом на дуэль. Однако тот от ответа уклонился... Саблями и пистолетами выясняла отношения шляхта сеймов и сеймиков. Разумеется, бились на дуэлях и за прекрасных дам. Князь Адам Юрий Чарторыйский перед женитьбой на Анне Софии Сапеге, единственной дочери князя Александра Антония Сапеги, дрался с еще одним претендентом на ее руку и сердце, генералом Людвиком Михалом Пацем, адъютантом Наполеона.

Поводом для поединка могло стать что угодно. Бились из–за несовпадения взглядов на литературные романы, споров из–за достоинства лошадей и охотничьих собак, иногда даже специально провоцируя оппонента на вызов. Отказаться от поединка без урона для чести было невозможно. В России, как правило, дуэли проходили на пистолетах и изначально по европейским традициям. Так, была популярна «неподвижная дуэль», когда соперники становились друг к другу спиной и расходились на оговоренное расстояние. Обычно это были 15 — 20 шагов, но могли договориться и на меньшую дистанцию. Кто будет стрелять первый, определял жребий. Стреляться могли «до результата» или «до ранения». Самой распространенной в Российской империи считалась дуэль с «барьерами». Это когда противники становились на расстоянии 35 — 40 шагов и по команде начинали сходиться к барьеру — брошенному плащу, трости, флажку... Порядок выстрелов также оговаривался: могли стрелять по готовности, дойдя до барьера или произвольно. И после первого выстрела второй дуэлянт мог призвать соперника «к барьеру!» на более близкое расстояние.

savitskaya@sb.by

Советская Белоруссия № 201 (25083). Среда, 19 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter