Белорусские хормейстеры объединились и мечтают о великих свершениях

Выйду я на Певческое поле...

Когда ребенком я впервые побывала в Таллине, наибольшее впечатление на меня произвел не замок Тоомпеа и не Толстая Маргарита, а Певческое поле. Изумрудный травяной ковер, распростершийся на сотни метров по склону холма, элегантная эстрада–ракушка — первый в СССР образец архитектурного модернизма. Представляю, как выглядит это поле в разгар всенародного праздника песни, когда 25–тысячный хор по мановению дирижера запевает торжественную оду, а маяк над заливом вспыхивает священным огнем.

Когда–то у нас тоже витала идея Певческого поля. Пытались даже проводить мероприятия под таким названием. В Мядельском районе фестиваль «Певческое поле» собирает до 600 самодеятельных артистов из многочисленных любительских коллективов.

Инесса Бодяко.

Но это в наши дни. А в БССР академическое хоровое искусство по большей части было «импортным». Приезжали эстонцы петь Тормиса, россияне — Свиридова и Гаврилина, латыши — Баха и Генделя. Да, были свои прекрасные коллективы. Был объединенный хор консерватории и радиокомитета, которым управлял народный артист СССР Виктор Ровдо. Но хоровое движение не было всенародным. А потому у профессионалов не было той подпитки, из которой рождаются яркость голосов, полнота чувств, самобытность репертуара.

Прошли годы, и мечта о Певческом поле стала обретать зримые очертания. 24 февраля 2017 года постановлением президиума правления ОО «Белорусский союз музыкальных деятелей» (которому, к слову, в этом году исполняется 30 лет) была образована Белорусская ассоциация дирижеров хора.

А на днях в Большом зале академии музыки состоялся концерт–презентация под символичным названием «Мы вместе!». Обычно подобные мероприятия проходят довольно скучно. Но какое же многоцветье костюмов, звучаний обрушилось на меня буквально с порога! Любители и профессионалы, дети, взрослые, студенты — все сплелось в единый венок музыки и дружбы.

Свое мастерство в этот вечер продемонстрировали многие хормейстеры страны.

Но в центре всех событий была новоизбранная председатель ассоциации — заведующая кафедрой хорового дирижирования Белорусской академии музыки, художественный руководитель и дирижер студенческого хора академии доцент Инесса Бодяко. Любимая ученица Виктора Ровдо, возглавившая кафедру три года спустя после его смерти, в чем–то сумела пойти дальше учителя. Она осознала, что хор — это Певческое поле, где важен каждый голос, а не только голос солиста, сколь бы талантлив он ни был.

Как по мне, этот хор бы только выиграл, если добавить в него еще крупицу разнообразия. Ведь у нас есть удивительные коллективы, о которых пока слишком мало знают.

«Доминанта».
Фото Сергея Лозюка.

Например, интернациональный студенческий хор «Доминанта» Белорусского государственного медицинского университета, который возглавляет юная девушка Екатерина Акулич — ученица Инессы Бодяко. Этот хор собрал под своим крылом полсотни студентов–медиков с четырех континентов Земли. Половина из них не знает музыкальной грамоты, что не мешает им исполнять сложные многоголосные сочинения получше иных профессионалов.

«Хор — это прообраз идеального общества», — сказал российский хормейстер Георгий Струве, автор всемирно известной системы массового обучения хоровому пению. Хороший коллектив — это многоголосие, в котором каждый слушает и слышит другого во имя всеобщей гармонии.

juliaandr@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter