«Вывози, родимая!»

В НЫНЕШНЕМ году в Беларуси закроются еще почти три сотни стационарных почтовых отделений, им на смену придут 23 передвижных. Как изнутри устроена ежедневная работа пока еще непривычного для жителей глубинки отделения национального почтового оператора? Равноценна ли альтернатива «на колесах» стационарным отделениям на селе? Корреспондент «БН» искала ответы на эти вопросы, проведя день с почтой на колесах в Барановичском районе.

Корреспондент «БН» вместе с почтовиками развозила по деревням Барановичского района свежие газеты, пенсии, товары, оказывала услуги по платежам

В НЫНЕШНЕМ году в Беларуси закроются еще почти три сотни стационарных почтовых отделений, им на смену придут 23 передвижных. Как изнутри устроена ежедневная работа пока еще непривычного для жителей глубинки отделения национального почтового оператора? Равноценна ли альтернатива «на колесах» стационарным отделениям на селе? Корреспондент «БН» искала ответы на эти вопросы, проведя день с почтой на колесах в Барановичском районе.

РАБОЧИЙ день почтовиков начинается еще затемно, задолго до того, как подписчики спросонья вспомнят о свежей прессе. Экипаж ПОПСа № 1 — шофер по перевозке почты и сохранности грузов Станислав Волуевич и начальница Надежда Скипор. Прежде чем отправиться в путь, им еще предстоит получить почтовые отправления в участке обработки и сортировки почты. Уверена, что большинство горожан даже и не подозревают о том, что УОСП вплотную соседствует со зданием железнодорожного вокзала Барановичи-Полесские. Еще пару десятков лет назад вся районная почта доставлялась по «чыгунцы», теперь ее привозят по автодорогам.

С утра во дворе УОСПа большое количество почтовых автомашин с белой полосой. К специальным платформам задним ходом подъезжают грузовики, широкое люковое окно открывается, и транспортерная лента тащит вверх посылки, коробки, мешки с письмами, товары — словом, все то, что необходимо сельчанам. Машины грузятся даже крупами, мукой и макаронами, разными сладостями. Интересно, а рентабельна ли такая услуга, ведь в деревни еще приезжают автолавки и заезжие коммерсанты-торгаши?

— Товар в грузовиках не залеживается, — подтверждают почтовики. — График автолавок и наших машин не совпадает. А когда торговая точка не стационарная, а приезжая, покупатель нет-нет, а что-то купить забудет. В отдаленных же деревнях почту ждут не меньше, чем автолавку!

Когда машина загружена, отправляемся в дорогу. Путь неблизкий — ПОПС № 1 (а в РУПСе есть еще второе) преодолевает 173 километра и объезжает 15 (!) населенных пунктов: Постаринье, Луговая, Огородники, Катминовцы, Голынка, Застаринье, Дрогобыль, Железница, Ялуцевичи, Буйневичи, Крутовцы, Малая Голынка, Козловичи, Домашевичи, Доброполь. Какие-то деревни большие, а какие-то поменьше. Где-то еще не прошло и года с момента закрытия почты, а где-то ее нет давно, и жителей осталось всего два-три человека. Но везде с одинаковым нетерпением ждут почтовую машину.

СЕГОДНЯ по стране курсируют 136 передвижных почтовых отделений связи. По функциональности и технической оснащенности ПОПС — абсолютно полноценный почтовый офис. Это автомобиль, включающий компьютерную систему, принтер и весовое оборудование для оказания максимального количества почтово-финансовых услуг. Кроме традиционного почтового сервиса — отправки писем, посылок, выписки прессы, — здесь можно оплатить коммунальные услуги, отправить денежный перевод, приобрести различные товары. По своим возможностям мобильные отделения связи равноценны городским.

— Еще одна важная функция почты — выплата пенсий, — добавляет Надежда Скипор. — Пенсионеры пока не думают переходить на банковские карточки. И не потому, что не хотят становиться более современными. Просто с карточкой возникают проблемы: где снимать эти деньги, кому ее доверить, чтобы в городе сняли? А ехать самому — так надо еще на дорогу потратиться и в очереди отстоять. Здесь же тебе прямо домой принесут. Удобно!

— В моей родной деревне уговорили едва ли не всех пенсионеров перейти «на карточки», — вторит водитель-почтальон Станислав Волуевич. — Перешли. А через пару месяцев стали отказываться от услуги: банкомата на селе нет, терминала в магазине — тоже.

ТЕМ временем приезжаем в первый пункт назначения — деревню Постаринье. Машина останавливается у дорожного знака с расписанием своей работы, поднимается боковая секция с правого борта, за которой — окошко-витрина. Внутри ПОПСа Надежде Александровне сейчас надо совершить быстро большое количество различных операций: разобрать и разложить «по деревням» почту, квитанции на оплату различных услуг, подсчитать деньги, и все это — пока запускается и настраивается оборудование, а оно иногда «капризничает» после поездки в машине при минусовом градусе. Замечаю, что с почтой — письмами, газетами, квитанциями — разбирается… Станислав Волуевич.

— Но вы же, Станислав Станиславович, шофер? Или еще почтальон на полставки? Зачем вам выполнять не свою работу?

— Да, действительно, помогать своей начальнице я обязан. К тому же таким образом сумеем быстро и своевременно управиться.

…Первый клиент не заставляет себя долго ждать.

— Давно вас в окошко высматриваю, — признается с ходу Людмила Мицкевич, жительница деревни. — А потом думаю: что это светится?..

Пенсионерка кладет деньги на мобильный телефон, платит по квитанции за вывоз мусора, покупает один вафельный батончик к чаю.

— Знаете, когда почту закрыли, так сразу наши все возмущались, а теперь привыкли. Все нормально — и за квартиру платим, и за телефон, очередей нет никаких. Вот только им (кивает на почтовиков. — Прим. автора), наверное, неудобно и холодно в этом грузовичке, — сочувствует Людмила Григорьевна. — Не холодно? Это хорошо…

Кроме оказания услуг на месте, работники ПОПСа еще должны выполнить обычную функцию почтальона — разнести почту по домам. В снежных заносах на деревенских улочках приходится поволноваться. «Вывози, родимая!» — едва ли не хором поддерживают грузовичок почтовики. Зимой синий «гость на колесах» ежедневно делает и еще одну, казалось бы, незаметную услугу — «пробивает» путь в деревеньки, который, случись что, экстренным машинам трудно было бы проложить самим.

ПРИЕЗЖАЕМ в деревню Катминовцы. Здесь паркуемся у здания прежней почты. Сейчас оно закрыто. «Теперь газеты нам доставляет автопочта», — говорит Зинаида Говса, местная жительница.

Из инфраструктуры в деревне осталась молочно-товарная ферма. Местные ребятишки ходят в школу в соседние села — в Молчадь или Гирмантовцы, на выбор. Торговая точка — «гостевая», приезжает трижды в неделю. Сообщение с райцентром, до которого больше двадцати километров, тоже не ахти какое: рейсовый автобус по субботам-воскресеньям ходит утром и вечером, да железная дорога в полутора километрах от деревни. От других опустевших деревушек на маршруте первого ПОПСа Катминовцы отличает только то, что здесь еще остался штатный почтальон. Для Натальи Дерман синий грузовик вроде «офиса», здесь она получает рабочий материал — прессу, конверты, посылки — и отчитывается за проделанную работу, сдавая квитанции и платежи.

— По сданным платежам мне начисляется вознаграждение, становится понятно, что не зря все это время ноги топтала…

— А много ходить приходится?

— Обслуживаю четыре деревни: Мордичи, Зоричи, Кузевичи и Катминовцы. Всего девяносто пенсионеров и пятьдесят с лишним трудоспособных человек. Расстояние не очень большое, прохожу его пешком. Но зимой дороги нечищеные, дворы у пенсионеров заметены, пока сугробы преодолеешь, да еще хуторков много рассеянных друг от друга… К тому же нужно к некоторым старикам и в дом заглянуть, здоровьем поинтересоваться, новостями. В одной деревне старушка лежачая, так ей надо, кроме газет и пенсии, и макарон принести, и сахара, муки. Жду лета, чтобы на велосипед пересесть. А еще со мной уже много лет верный пес Тимошка почту доставляет. Вообще, наша деревня весной оживает — приезжают дачники, у ПОПСа очереди выстраиваются…

Надежда БУТОВИЧ, «БН»

Фото автора

В ТЕМУ

Сегодня в Беларуси функционирует 3590 объектов почтовой связи: 758 городских, 2554 сельских почтовых отделения, 136 передвижных отделений связи и 142 пункта почтовой связи. В 2013 году «Белпочта» продолжит оптимизацию сети своих объектов и приведет ее в соответствие с установленным нормативом. Для чего будут закрыты 278 нерентабельных и низкорентабельных объектов почтовой связи. Вместо них откроются 23 передвижных отделения связи и 7 городских отделений.

Считается, что по производительности один ПОПС способен заменить порядка пяти и более стационарных отделений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter