В Брестской области необходимо построить свыше 150 станций обезжелезивания

Вывести на чистую воду

Засушливое лето ударило не только по полям сельхозпредприятий юго–запада страны, но и доставило хлопот частным подворьям. Воды на полив в этом году надо много. Добавьте к этому сотни кубометров на кухню, стирку и душ. И далеко не всем сельчанам везет на чистый центральный водопровод с хорошим напором. Впрочем, в личных скважинах и колодцах качество воды тоже часто далеко от идеального.

— Пока не будет станции обезжелезивания, воду из водозабора буду использовать только для полива и в батареи на отопление, — Светлана Зварич, жительница деревни Сушитница Малоритского района, подводит меня к колодцу на приусадебном участке. Вода, уверяет сельчанка, здесь до сих пор очень чистая и вкусная. Есть у семьи Зварич и своя скважина — для технических бытовых нужд.

 
Председатель местного сельисполкома Александр Коробейко говорит, что водозаборы в этой местности строили еще в советские времена:

— Укладывали трубы с разными диаметрами. За столько лет они износились. В агрогородке Хотислав, где расположен сельисполком, из крана тоже идет плохая вода. С неприятным запахом. Она не проходит по нормам по железу. В этом году должно начаться строительство станции обезжелезивания. Но только для Хотислава. В другие деревни ветку отсюда пустить не получится.


А вот в агрогородке Новоселки Кобринского района строительство станции отложили. Председатель сельисполкома Валентин Скакун рассказывает, что водопровод охватывает 87 процентов населения, а это свыше 660 человек. Но почти на каждом подворье есть своя скважина, поскольку водозаборная вода нечистая. Впрочем, бурение земли — тоже не панацея.

Михаил Крачко, староста соседней деревни Бельск, подводит меня к местной водонапорной башне. Здесь, говорит, вода чище, чем в Новоселках, но вода подведена всего на несколько улиц. А проживают тут 570 человек:

— Был бы повсеместный водопровод — скважины не бурили бы. В них тоже много железа и неприятный привкус. В колодцах вода была чуть чище, но там уже ее мало.


Прокладывать новые водные артерии на селе — удовольствие дорогое. И потому коммунхоз предлагает местным жителям поучаствовать в процессе. За деньги. Как в агрогородке Брашевичи Дрогичинского района. Здесь из 333 подворий 168 домов обеспечены центральным водопроводом. Остальные сельчане пользуются колодцами и скважинами. Анна Тарасюк показывает таз с желтоватой водой из своего колодца:

— Своя вода ужасная. Вот мы на улице и создали кооператив. Полкилометра сетей от водозабора обошлись примерно в 400 рублей.

Анна Тарасюк показывает воду из своего колодца.

Впрочем, в Брашевичском сельсовете 8 населенных пунктов, а центральный водопровод, по словам председателя Леонида Карповича, есть только в самих Брашевичах.

Насколько чиста вода в колодцах и частных скважинах, судить трудно. Заместитель главврача ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Татьяна Корчик говорит, что собственник сам должен контролировать качество и сдавать воду на анализ в санитарные службы:

— Колодец проигрывает централизованному водоснабжению по микробиологическим показателям. Скважины чище, чем открытые источники, но это не значит, что вода там будет хорошая. На скважину нужно делать проект, гидрогеологические изыскания, попасть в известный горизонт. А если ее будут бить дилетанты, то о каком качестве можно говорить?

Между тем в последнее время за бурение скважин взялись и те, кто разбирается в этом, и те, кто нет («Круги на воде», СБ за 10 октября 2017 г.). А значит, серьезной альтернативы очищенной водозаборной воде, которую постоянно проверяют в лабораториях, нет.

По данным Брестского областного ЖКХ, центральным водопроводом обеспечены почти 90% жителей региона. Село от этой цифры составляет 68%. При этом, по словам начальника отдела ЖКХ облисполкома Алексея Мартысюка, около 150 населенных пунктов нуждаются в станции обезжелезивания:

— Там по железу идет превышение норм в разы. Но все упирается в деньги. В ходе программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» нужно было обеспечить все населенные пункты водой нормативного качества до 2020 года. Но средств не хватает. Вопрос нужно решать до 2025 года.

И все же ситуация не везде одинакова. Например, в Лунинецком районе вода содержит очень много железа. Но местный водоканал давно применяет современные системы очистки, в том числе и на сельских водозаборах. Директор предприятия Александр Радионович уверен, что качественное водоснабжение должно приносить людям здоровье, а организации — прибыль:

— Надо на всех уровнях говорить, что пора, пока не поздно, делать из водоканалов отдельную отрасль. Воду нужно добывать, перерабатывать, поставлять потребителю, в том числе бутилировать, искать рынки сбыта.

В Комитете госконтроля согласны: водопроводным службам нужно идти дальше. Начальник управления КГК Брестской области Александр Пузик развивает мысль:

— Одно из перспективных направлений развития отрасли — создание областного органа управления водоснабжением. Чтобы доходы не размывались в районном ЖКХ на различные направления, а централизованно шли на развитие системы водоснабжения.

mityakov@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter