Высокий пошив

Олимпиаду в Пекине уже сейчас называют самой ожидаемой в истории, утверждая, что она затмит все предыдущие...
Олимпиаду в Пекине уже сейчас называют самой ожидаемой в истории, утверждая, что она затмит все предыдущие. При этом имеются в виду не только спортивные достижения. Предстоящие игры — шанс проявить себя как для атлетов, так и, например, для производителей спортивной одежды и обуви, которых в Китае множество, и потребители не всегда их различают. К тому же далеко не все компании выпускают одежду и обувь под собственной маркой, многие известны только по ярлыку «сделано в Китае». С этим обозначением знаком весь мир, но, как правило, никто не задумывается, какой производитель за этим обозначением стоит. Для нас гораздо важнее марка товара, которую мы приобретаем, ведь именно брэнд ассоциируется с качеством. И место производства не столь важно: владельцы марки гарантируют качество на всех своих предприятиях.

Волшебную силу брэндовых ассоциаций осознали и в Китае — стране, которая выпускает львиную долю подобной продукции. Многие компании стали отказываться от безымянно–производственной функции, создавать и продвигать на рынок собственные марки. На одну из таких компаний — Xtep — я и отправилась.

Городок Цюанчжоу в провинции Фуцзянь известен тем, что здесь расположено более тысячи предприятий, выпускающих спортивную одежду и обувь. Едешь по скоростной автотрассе из Сямыня, а вокруг — фабрики, фабрики, фабрики... И все выпускают один вид продукции. Это вообще китайская специфика — географическая специализация производства и торговли. Во многих городах это хорошо заметно, например, по уличной торговле: есть улицы, торгующие чаем. Или антиквариатом. Или мебелью. Важно узнать, где находится нужное место, а там уже можно целый день бродить, выбирая. С производством примерно так же. Нужно знать, что большая часть легкой промышленности сосредоточена на юге, а там уже несложно узнать, в каком именно городе выпускают то, что вам нужно.

Но в Цюанчжоу я поехала не просто так, и Xtep — неслучайный выбор. Это одна из компаний, которая борется за право производить спортивную форму для белорусской национальной сборной, так что мой интерес закономерен. Кстати, шить форму в Китае собирается не только наша страна, но и многие другие.

Производители прекрасно понимают, что лучший способ заявить о себе на весь мир — одеть национальную сборную. Если представитель этой команды взойдет на пьедестал, то сделает это в форме с логотипом компании–производителя. К нашей стране и ее олимпийской сборной в Китае отношение особое: здесь уверены, что на пьедестал — в том числе и на самую высокую его ступень — белорусы поднимутся обязательно. Многим производителям хочется, чтобы наши спортсмены сделали это именно в их форме.

Поиск компании начался год назад. Производителей рекомендует для сотрудничества китайский олимпийский оргкомитет, и такая рекомендация — что–то вроде знака качества и гарантия того, что компания не подведет. У белорусской стороны, конечно, есть и собственные критерии, которым должен соответствовать производитель. О них рассказал белорусский олимпийский атташе в КНР Николай Коноплев: «Мы хотим, чтобы форму для нашей команды пошили исходя из последних достижений в области спортивного дизайна и технологий, ведь производство спортивной одежды и обуви не стоит на месте — каждый день появляются, например, новые ткани. Форма должна быть красивой и отражать нашу национальную самобытность, чтобы белорусские спортсмены не потерялись в общей массе. Очень важно качество: августовская погода в Пекине для белорусов непривычна — здесь жарко и душно, и мы хотим, чтобы производители это учли, чтобы одежда, что называется, дышала, хорошо вентилировалась. Особое внимание уделяем качеству тканей».

Наблюдаю, как долго и тщательно наш олимпийский атташе вместе с дизайнерами компании Xtep отбирает ткани: вот очень красивая (из такой шьют для знаменитой французской фирмы), но — синтетика: на пекинской жаре тренироваться в такой будет сложно. Приходится отказаться. Перебирают десятки образцов, пока не находят то, что нужно.

Дизайнер Ся Цзи, автор эскизов белорусских костюмов, считает этот проект важнейшим в своей карьере. Хотя ни для нее, ни для всего дизайнерского бюро создание спортивной формы не в новинку: компания одевает китайскую армейскую сборную, команды провинции Хэйлунцзян и Синьцзян–Уйгурского автономного района. Но работа над дизайном для белорусских олимпийцев стала особенной: авторы изучали нашу страну, историю, обычаи, традиции, при этом обращали особое внимание на то, какие цвета предпочитают белорусы. Ся Цзи говорит: «Для формы мы решили взять цвета белорусского флага — белый, красный и зеленый. Правда, зеленый решили сделать немного мягче, нежнее, не таким насыщенным, как у вас на флаге. Мы хотели отобразить не только внешние, но и внутренние, культурные особенности вашей страны. Я, конечно, очень волнуюсь, хочется, чтобы наша форма понравилась».

Предполагается, что полный спортивный комплект будет включать 22 предмета. Помимо привычных маек, шортов и костюмов в него войдут сумки, полотенца, носки, шапочки, купальники, термосы и другие необходимые вещи. Сами костюмы будут шиться индивидуально — для этого с каждого члена олимпийской сборной снимут мерки. Так что для компании это проект не столько коммерческий (на небольшой партии денег не заработаешь), сколько престижный.

Компании Xtep более 20 лет, причем почти 15 из них она производила спортивную одежду и обувь для самых известных мировых брэндов — благодаря этому накопила огромный опыт, освоила самые передовые технологии. Шесть лет назад было решено выпускать продукцию под собственной маркой. Оказалось, что одних только современных конвейеров, квалифицированных рабочих и новых материалов мало: ведь одежда и обувь должны быть заметными, отличаться от того, что производят конкуренты. Чтобы этого добиться, пригласили дизайнеров из Франции, Южной Кореи, набрали самых перспективных выпускников китайских вузов (Ся Цзи — из их числа). Дело пошло, сегодня коллекцию полностью обновляют дважды в год, товары продают 6 тысяч фирменных торговых точек по всей стране, экспортируют в 47 стран мира.

Вице–президент, директор по маркетингу компании Е Ци, проводя нас по заводу, рассказывает: «Требования рынка сегодня высоки, понятно, что выживут предприятия с лучшей системой продаж, обслуживанием и качеством продукции. Мы понимаем, что наша марка пока почти не известна за рубежом, хотя и знаменита в Китае. Поэтому для нас очень важно стать спонсорами белорусской олимпийской команды. Это означало бы, что наша продукция соответствует высоким требованиям национальных олимпийских комитетов — белорусского и китайского. Олимпийское качество — очень серьезный повод для гордости».

Что он имеет в виду, понятно: внутренний рынок Китая огромен, но не бесконечен, а потому, чтобы конвейеры не остановились, нужно выходить за рубеж. Китайские производители считают Беларусь с ее несомненными спортивными достижениями весьма привлекательным рынком. Поэтому и борются за право экипировать нашу национальную олимпийскую сборную, полагая, что это — лишь первый шаг. Следующий — выход на белорусский рынок.

Цюанчжоу — Пекин.

Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter