Высокая нота

Как превратить сельский клуб в Дом культуры?
Как превратить сельский клуб в Дом культуры?

Сколько раз, бывая в глубинке, доводилось слышать горестные вздохи заведующих сельскими клубами: дескать, гаснет «очаг культуры», из убытков не вылезаем, и если финансами район не поможет — все, хоть окна заколачивай. Первый душевный порыв — посочувствовать... А потом осмотришься вокруг, поговоришь со страждущими согреться у этого самого «очага» и понимаешь — не для всякой слезы жилетку подставлять надо. Какой уж тут культурный «хозрасчет», извините, если кино в деревню год не завозили, артистов никто не приглашает, а на дискотеку нужно за 15 километров в райцентр на попутках добираться. И набившие оскомину разговоры о пресловутом «остаточном финансировании» не более чем ширма, прикрывающая собственную наготу — безынициативность, неумение или нежелание превратить свой сельский клуб в полноценный Дом культуры.

Конечно, не будем обобщать. Тем более что и в наших селениях есть подвижники, на работу которых любо–дорого смотреть. С одним из них мне посчастливилось познакомиться на областном фестивале народной музыки, который проходил недавно в агрогородке «Гомель» — это в 20 километрах от Полоцка. Самодеятельные коллективы приехали сюда представить свое творчество: спеть, сплясать, на гармошке сыграть... На улице у стен Дома культуры соорудили сцену из досок, поставили музыкальный аппарат, вынесли микрофоны, стулья — и понеслось: частушки, гопак, народные песни! Со звуком, конечно, плоховато — отойдешь от сцены на три метра и уже ничего не слышно. Но хорошее оборудование — дело наживное...

Замечаю группу артисток в ярких красных платьях. Подхожу, знакомимся. И сразу такая удача: коллектив оказался из поселка Фариново, а фариновский ДК, как мне рассказали еще в Минске, в Институте проблем культуры, считается одним из лучших в стране, на республиканском конкурсе сельских ДК даже занял третье место. И я давно мечтала встретиться с его руководителем Игорем Развяковым. Пока мы его разыскиваем, артистки народного ансамбля «Невида» по секрету сообщают мне, что фариновский ДК из постперестроечных руин восстал исключительно благодаря грамотной работе молодого и красивого директора. Кадры, как говорится, решают все.

Игорь Геннадьевич не сразу выдает профессиональные тайны. Проявляю настойчивость: «Нет, ну вы все–таки скажите, как вам в сельском клубе удалось организовать такую активную жизнь, собрать столько любительских коллективов, три из которых уже имеют звания народных?»

— Закончил в Минске Университет культуры, факультет социокультурного менеджмента и приехал на родину, в Фариново, проверять теоретические познания на практике, — издалека начинает свой рассказ Развяков.

Молодой специалист точно «сориентировался на местности»: в Фариново полно красивых звонкоголосых женщин, которые в детстве пели в любительском коллективе «Крыница». А теперь что — их таланты никому не нужны? Нет, Игорь Геннадьевич предлагает выпускницам музыкальной школы репетиционный зал в родном ДК (в брежневские времена его построили в Фариново на средства крупного домостроительного комбината). Здесь девушки оттачивают мастерство — и через год–два защищают звание народных. А это уже гарантированная ставка, гастроли по фестивалям, пограничным зонам и «Дажынкам». Коллектив «Невида» мгновенно становится популярным в области — только за апрель–май нынешнего года красавицы в красных платьях с различных фестивалей и конкурсов народной песни привезли 7 почетных дипломов. Теперь «Невида» — гордость и визитная карточка поселка Фариново. Коллектив стал выступать за гонорары. На первые же кровно заработанные деньги артистки пошили себе новые костюмы, позже обновили свой концертный гардероб еще...

— Зато теперь, — говорит Развяков, — «Невида» заметно отличается от других коллективов, более архаичных в своих представлениях о белорусском национальном платье.

Долго ли умеючи? По «невидовской» схеме Игорь Геннадьевич вскоре организовал ансамбль камерной музыки «Виолино»: пригласил в ДК преподавателей из фариновской школы искусств играть на классических инструментах. Вскоре «Виолино» тоже защитило почетное звание народного, коллектив определили на ставку, и теперь музыканты с удовольствием устраивают для жителей поселка камерные вечера.

В общем, при наличии желания, образования и внутреннего горения можно не только возродить сельский клуб из руин, но даже сделать его доходным предприятием.

Дом культуры в Фариново — основательный. Здесь есть довольно вместительный зал для самодеятельных концертов, просмотра кино, выступлений лекторов и даже театральных трупп. Имеются библиотека, помещения для занятий кружков самодеятельности. Но основная статья доходов ДК — это дискотеки, танцевальные вечера и корпоративные «огоньки». А Развяков огорчается, что местные жители охотнее платят за дискотеки, чем за концерты струнного квартета.

— Потребительское отношение к культуре! Фариновцы не прочь посещать музыкальные вечера, но бесплатно, — рассказывает Игорь Геннадьевич. — Хотя это мне понятно: когда закрылось наше домостроительное предприятие, многие жители остались безработными и до сих пор не могут трудоустроиться...

Дом культуры в Фариново мог бы работать еще эффективнее, но этому препятствует извечная наша проблема — бумаготворчество.

— Чтобы получить одно разрешение на гастроли, нужно составить и подписать десяток всевозможных разрешений, порой немыслимых, — сетует предприимчивый директор. — Проблема с транспортом тоже для нас актуальна. Часто «Невида», чтобы, предположим, выехать с концертами в пограничные поселки, нанимает «Газель» за свои деньги. Энтузиастки, одним словом. Говорят, что артистам без гастролей нельзя. За это я их безмерно уважаю, но хотелось бы все–таки и материальные стимулы подключить. На «Дажынках» наши артистки давали по три концерта за день, представляете, и все — вживую. Это ведь труд, согласны? Но если начинать официально оформлять для них гонорары за концерты — невероятно высокий налог «съедает» практически всю прибыль, в ней не остается смысла...

Хоть фариновский ДК и считается эталонным в стране по части организации культурно–просветительского досуга, здесь, оказывается, тоже есть проблемы финансового характера. Возможно, талантливый организатор и менеджер Игорь Геннадьевич когда–нибудь придумает для своих удобную и выгодную схему гастролей по стране. В родном ДК он обучился нескольким профессиям сразу: и директора, и билетера, и продюсера, и ведущего концертов... А все потому, что в штатном расписании сельского Дома культуры не предусмотрено вакансий для продюсеров или организаторов концертной деятельности. Люди хотят и умеют работать, но каждый раз вынуждены сталкиваться на своем творческом пути с рутинными барьерами. Их надо снимать — это очевидно.

И вот еще что. «Невиду», например, ни разу не приглашали на «Славянский базар». Подозреваю, что много еще замечательных народных коллективов в стране мечтают выступить на сцене Летнего амфитеатра. Один день на фестивале можно было бы, в порядке культурного обмена, так сказать, посвятить и жителям села. Пригласить, например, Верку Сердючку или Диму Колдуна в Фариново (от Витебска это совсем недалеко), а «Невиду» — в Витебск. И нашим артисткам, которые, кстати, прекрасно поют без фонограммы, честь была бы дорога, и фариновцы наконец «живьем» бы увидели телезвезд. Как вам такое предложение?

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter