Александр Ярошенко рассказал о новых резидентах индустриального парка «Великий камень», городе-спутнике и планах на 2019-ый

Высечь прибыль из камня

Фото Артура ПРУПАСА
В конце прошлой недели в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» состоялось знаменательное событие: здесь открылось третье производственное предприятие — завод «МАЗ-Вейчай» по выпуску дизельных двигателей. А буквально вчера торжественно заложили первый камень в строитель-ство жилого дома. К 2020 году число резидентов в парке, как ожидается, увеличится до 100, а объем заяв-ленных инвестиций  — до 2 млрд долларов. Об этом и не только — в подробном интервью Александра Ярошенко.

Глава администрации парка Александр Ярошенко подвел итоги уходящего года, поделился планами на будущее и подробно рассказал, почему сегодня «Великий камень» можно смело ставить в региональные лидеры по предоставлению комфортных условий для бизнеса.

• От теории к практике


— Александр Григорьевич, как вы оцениваете 2018 год в плане работы парка? Выделите несколько самых значимых событий?

— 2018-й был насыщенным, подхватив эстафету года прошлого, который стал для парка прорывным в плане привлечения инвесторов. Значительных событий было много. Прежде всего — рост количества резидентов. Мы планировали, что к концу этого года в парк придут 40 компаний. А судя по тому, что их уже 39, думаю, поставленную планку мы превысим. То есть за год цифра почти удвоилась, а за два — выросла в 5 раз. Нашим 39-м резидентом стала китайская компания, которая создаст в парке центр по разработке навигационных систем. Сферы применения очень широки — от геодезии и картографии до сельского хозяйства и автомобильной навигации.

Однако на сегодняшнем этапе самое важное, пожалуй, другое: в этом году мы перешли от привлечения резидентов как таковых до активной производственной деятельности. И для нас, и для резидентов важно не просто получить прописку в парке, а начать свою работу. Ведь индустриальный парк — это прежде всего производственная площадка. И то, что в этом году в «Великом камне» выпустили первую продукцию, безусловно, в числе топ-событий. Научно-производственный центр китайской компании «Чэнду Синьджу Шелковый путь развитие» выпустил первую партию суперконденсаторов, которые станут сердцем для белорусских электробусов. Следом, в октябре, производство светодиодной продукции начала компания «Флюенс Технолоджи Груп».


И буквально несколько дней назад мы открыли третье производственное предприятие — завод «МАЗ-Вейчай» по выпуску дизельных двигателей для грузовиков, спецмашин и автобусов. Это так же важно, как в свое время запуск «БелДжи», когда страна получила свой собственный автомобиль, а теперь мы можем обеспечить белорусскими комплектующими тяжелое машиностроение (МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш»). Завод начали строить в апреле — и сейчас перед нами уже результат проделанной работы. К 2026 году здесь, по планам, будет выпускаться до 20 тысяч двигателей в год. Ожидаем, что к концу года компания  IPG Photonics Corporation (ОАО «РyxTex») по производству лазерного оборудования выпустит первую продукцию. Рассчитываем на скорый запуск и белорусских производителей: в частности, «Леванта Групп» (инновационный проект по выпуску вентиляционного оборудования и систем микроклимата, которые поставляются в том числе на БелАЭС, а также на экспорт), «Ассомедика» (медицинские расходные материалы).

Еще один важный проект этого года — и уникальный для Беларуси — центр «одна станция», который заработал здесь с 1 сентября. Этот режим работы позволяет в одном месте собрать представителей органов госуправления и различных организаций, которые прямо на месте быстро и эффективно осуществляют административное и правовое сопровождение бизнеса. Это значительно сокращает временные издержки, повышает прозрачность всех процедур, предоставляет инвесторам и резидентам комфортные условия. Здесь мы уже осуществили первую онлайн-регистрацию. Поэтому, опираясь на опыт Китая, активно работаем над тем, чтобы необходимые процедуры или услуги можно было получить в электронном режиме. Еще одно важное событие для администрации парка заключается в том, что она сменила прописку: прошлое интервью у нас с вами проходило на проспекте Машерова, а сейчас — на Пекинском проспекте. Теперь мы работаем в парке, а это значит, что все вопросы решаем уже здесь, на месте.

— В связи с этим сразу продолжение: каков на сегодняшний день уровень заявленных инвестиций и что ожидаете от 2019-го?

— К началу следующего года сумма вложенных инвестиций составит около 0,5 миллиарда долларов (это инвестиции всех зарегистрированных резидентов, управляющей компании, Беларуси и КНР). Объем заявленных инвестиций уже более 1 миллиарда долларов, а к 2020 году эта цифра, как ожидается, увеличится вдвое. В этом смысле каждый год для нас как вызов: хочется двигаться еще быстрее. В следующем году мы ожидаем, что число резидентов будет не меньше 60, а еще через год — 100. И это минимум, который мы себе определяем. Территория парка будет активно застраиваться, и к концу следующего года полностью будут освоены 850 гектаров, а это почти в три раза больше, чем сейчас. Мы продолжим создавать самые благоприятные условия для того, чтобы в парк приходили новые предприятия. Сейчас интерес к вступлению проявляет ряд китайских компаний, которые специализируются на производстве оборудования нового поколения для использования солнечной энергии, научно-технической и фармацевтической продукции.

Парк начнет развиваться и в еще одном направлении — это строительство экогорода, здесь появятся новые жилые дома. К слову, ждать долго не придется. Строительство первого из них начнется уже в этом месяце. Кроме этого, появится центр сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений. Безусловно, одним из самых ожидаемых событий следующего года станет форум по китайско-белорусскому сотрудничеству и региональному развитию в рамках инициативы «Один пояс — один путь». Он запланирован на июль, сейчас идет активная подготовка к его проведению. Такое масштабное и значимое мероприятие продемонстрирует: «Великий камень» открыт для корпораций со всего мира и здесь для них созданы беспрецедентные условия работы.

• Лидеры льготного режима


— Белорусских компаний в парке пока еще недостаточно…

— Сейчас резидентов с белорусской пропиской у нас девять (остальные 30 — из 8 стран мира). Есть объективные причины, по которым их пока не так много. Прежде всего это финансовый фактор — у местных компаний нет достаточного объема средств, которые можно было бы направить на создание нового высокотехнологичного производства. Такого, которое мы называем производством завтрашнего дня и которое является одним из главных критериев прихода компаний в парк. И еще одно — в нашей стране таких проектов, имеющих инновационный характер, пока немного. Но тем не менее они есть, и радует, что они уже работают в «Великом камне». Например, «Леванта Групп», о которой я уже упоминал.



Подчеркну, что мы приветствуем приход в парк белорусских проектов  в сфере новых технологий. Дорога для них открыта. При этом мы всегда обращаем внимание: парк создан не только для белорусских и китайских компаний. Здесь нет дискриминации по географическому принципу, мы открыты для резидентов со всех стран мира. Единственные условия, которые предъявляем ко всем, — высокие технологии и инновации, а также экологичность производства. Сейчас переговоры идут с 10 потенциальными резидентами из России, Китая, Германии, других стран.

— Как бы вы оценили конкурентоспособные преимущества нашего парка? Ведь раньше мы проигрывали по условиям для инвесторов в регионе.

— Сейчас действительно идет очень серьезная борьба за инвесторов, это мировая тенденция. И нужно делать все, чтобы быть на шаг впереди конкурентов. При этом я бы отнес «Великий камень» в лидирующую группу по нескольким критериям. Наша льготная политика — одна из передовых, по сути, здесь налоговый рай. Мы по всем направлениями пошли очень далеко и даем бизнесу возможность работать в самых комфортных условиях, начиная от центра «одна станция», заканчивая инфраструктурным обустройством. Это тоже очень важно. Инвестор имеет здесь все для полноценного и эффективного старта и дальнейшей работы.

— Вы недавно вернулись с China International Import Expo: поделитесь впечатлениями. Удалось ли презентовать возможности парка, наладить новые контакты? Каких результатов ожидаете?

— Такие события — это повод не только подвести итоги, но и продемонстрировать свои достижения, наладить деловые контакты, а также составить планы на будущее. В преддверии выставки в Пекине обсуждалось сотрудничество наших стран в экономической сфере. Беларусь и Китай договорились о привлечении в индустриальный парк «якорных» брендовых компаний, и для нас это стратегически важная задача. Нам есть что предложить Китаю. И несмотря на большое расстояние между странами, это выгодное направление. Наш парк как раз и работает на то, чтобы логистику и цифровизацию на этом длинном пути максимально сократить с точки зрения затрат и сроков.

На заводе «МАЗ-Вейчай» к 2026 году будут выпускать до 20 тысяч двигателей в год.
Парк «Великий камень»

За несколько дней мы провели более полусотни встреч и переговоров с потенциальными инвесторами. Состоялся Белорусско-китайский деловой форум, а также форум, посвященный сотрудничеству в сфере логистики, организованный «Чайна Мерчантс Груп» и АО «Дуйсбургер Хафен». Подписаны два важных для нас соглашения — о создании Чэнду-Европейского промышленного субпарка и меморандум о торгово-экономическом взаимодействии с пилотной зоной регионального торгово-экономического сотрудничества «Китай-ШОС». Радует, что наш стенд вызвал огромный интерес. Увидеть то, каков парк сейчас и каким будет в будущем, можно было с помощью виртуального 3D-макета. А 3D-голограммы были созданы с использованием ультрасовременной технологии Hypervsn. Такие, к слову, были только у нас и у Великобритании. Ну а выступление заслуженного коллектива Беларуси «Купалинка», без преувеличения, было самым лучшим! Отдача от таких мероприятий — дело будущего, но важно вовремя заложить для этого фундамент. Уверен, что наша работа даст свои плоды уже в ближайшее время.

• Сократить путь вдвое


— Как сегодня идет работа по цифровизации парка как узловой платформы Шелкового пути?

— Роль парка, в том числе и как крупного транспортного узла, благодаря которому появилась возможность выстроить зеленый коридор через Беларусь и способствовать беспрепятственному движению товаров на рынки ЕС, ЕАЭС и Китая, сложно переоценить. И этот потенциал нужно использовать. Мы исходим из того, что в два раза можно сократить срок доставки из Китая в Европу и обратно (до 7 дней). Уже сделаны первые шаги в этом направлении: на территории парка работают три логистических склада, таможенный склад, склад временного хранения и пункт таможенного оформления. А следующим этапом станет появление мультимодального транспортного центра с железнодорожным терминалом. Его строительство будет осуществлять China Merchants Group совместно с нашим акционером — немецкой компанией Duisburger Hafen. Сейчас этот вопрос активно прорабатывается, строительство, как ожидается, начнется в следующем году. Управляющая компания будет заниматься подведением инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку, где разместится будущий железнодорожный терминал. А железнодорожная ветка длиной около 4 километров от подъездного пути Смолевичи — Шеметово соединит терминал с республиканской железной дорогой. Ее проектирование и строительство начнутся уже в следующем году.

Что касается цифровизации парка как узловой платформы Шелкового пути, то его потенциал как центра цифровой обработки грузов очень велик. Это не только хранение и обработка огромного объема данных, но и в перспективе — выпуск необходимых технических устройств. Условия в парке для этого созданы беспрецедентные. Таким образом цифровой Шелковый путь — это та необходимость, которой нужно заниматься уже сейчас.

— Недавно вы озвучивали идею создания субпарка одной из провинций. Расскажите подробнее, чем такая форма взаимодействия выгодна и интересна?

— Создание субпарков — это приход не одного инвестора, а пула знаковых компаний под руководством отдельной управляющей компании. Тем самым открываются широкие перспективы именно для крупных корпораций. Подтверждение тому — успешный опыт развития коммерческого и логистического субпарка «Чайна Мерчантс Груп». То есть это еще одна прекрасная возможность для того, чтобы привлечь в «Великий камень» инвестиции и передовые технологии.

Администрация парка рассчитывет на сотрудничество с Международной финансовой корпорацией.

Мы ведем активную работу в этом направлении, и начало тому, чтобы здесь появлялись субпарки китайских провинций, положено. Планируем, что уже в течение следующего года удастся реализовать такой пилотный проект. Надеемся, что таких субпарков будет не один, а несколько. В частности, таких крупных китайский провинций, как Сычуань (соглашение о создании Чэнду-Европейского промышленного парка, о котором я говорил выше, — первый шаг к этому), Шеньси, а также города Ханчжоу. Этим не ограничимся. В наших планах и создание субпарков провинции Гуандун — это будет субпарк светодиодной продукции — и города Харбин.

• Экологичный спутник Минска


— Шла речь о том, что «Великий камень» может стать спутником Минска: инфраструктурные предложения по этому вопросу уже подготовлены. Как вы считаете, если это произойдет, как это поможет самому Минску или парку?

— Это сделает парк более привлекательным и удобным и для работы, и для жизни здесь. В перспективе, как мы планируем, в «Великом камне» будут жить более 130 тысяч человек. А это ведь немало, практически сопоставимо с некоторыми районами столицы. Для этого мы создаем все необходимые условия. Поэтому важно и наладить удобное транспортное сообщение, и построить жилье.

Сейчас активно прорабатывается вопрос о строительстве дороги в продолжение улицы Ваупшасова, которая свяжет Минск, «Великий камень» и Национальный аэропорт «Минск». Это очень капиталоемкий проект, который сложно реализовать за бюджетные деньги. Поэтому мы рассчитываем на формат государственно-частного партнерства и надеемся на заинтересованность в нем международных финансовых институтов, в том числе и Международной финансовой корпорации. На прошлой неделе мы подписали меморандум о взаимопонимании с МФК, в рамках которого будем сотрудничать по привлечению в «Великий камень» стратегически важных инвесторов. К тому же эта крупная финансовая организация сможет участвовать и в качестве соинвестора в проекты резидентов и инвесторов парка.

 Благодаря строительству дороги транспортное сообщение с парком станет гораздо проще. Сократится и время в пути, и расстояние. Это удобно для тех, кто будет жить и работать в «Великом камне». Кроме этого, в наступающем году выставочный центр «Чайна Мерчантс Груп», самый большой в стране, планирует принять несколько выставок. И, безусловно, возможность для посетителей и участников без проблем добраться до парка не сможет не повлиять на рост привлекательности выставочного центра как площадки для крупных деловых мероприятий.

«Великий камень» станет городом-спутником с большим количеством рабочих мест.
Фото БЕЛТА

— Какими темпами будет строиться жилье в парке?

— Вчера мы заложили первый камень в строительство жилого 156-квартирного дома на территории парка. Его строительство мы планируем завершить в 2019-м и сможем обеспечивать специалистов в том числе и арендным жильем. Проект реализуется благодаря технико-экономической помощи КНР. В более отдаленной перспективе возле деревни Быкачино появится жилой квартал для 10 тысяч человек с детскими садами, школой, спортивными сооружениями. К 2025 году есть шансы этот проект завершить. Сейчас проектируем уже поликлинику, скоро будем рассматривать возможность строительства. Не исключаю, что в будущем здесь появятся и коммерческие проекты. Таким образом, у Минска действительно будет город-спутник с большим количеством рабочих мест и всей нужной инфраструктурой. Возможности, которые предлагает столица для жизни, реализации себя в профессии, отдыха, безусловно, очень широки, и мы стремимся к тому, чтобы создать такие же. А во многих аспектах — улучшить их и сделать образцовыми для комфортной трудовой деятельности, проживания и досуга. Это «троеугольный» камень нашего «Великого камня».

ТЕМ  ВРЕМЕНЕМ

В «Великий камень» пришел новый акционер — это немецкая компания Duisburger Hafen, которая управляет крупнейшим в мире внутренним портом в городе Дуйсбург. Его роль как конечной точки Экономического пояса Шелкового пути очень велика. И приход в парк этой компании открывает новые возможности для развития в том числе и как крупного транспортно-логистического хаба.

В этом году заработали таможенный склад, склад временного хранения и пункт таможенного оформления, крупнейший в Беларуси. Последний, к слову, символично был открыт 1 октября — а в этот день Китай отмечает главный государственный праздник, день образования КНР. Теперь прямо в парке можно будет оформлять экспортные товары, как произведенные на его территории, так и товары, произведенные в Беларуси, а также осуществлять с такими товарами операции по упаковке, переупаковке и формированию партий для экспортных поставок.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter