Вырастить можем. Продавать не умеем

Оставшийся его объем льнозаводы реализовали экспортно-сортировочным льнобазам (9,3 тыс. тонн, или 26 процентов), а также коммерческим структурам и индивидуальным предпринимателям (7,3 тыс. тонн, или 20 процентов).

В 2012 году в стране произведено 38,6 тыс. тонн льноволокна, в том числе 7,3 тыс. тонн длинного и 31,3 тыс. — короткого. Основным потребителем его на внутреннем рынке является РУПТП «Оршанский льнокомбинат», которому в счет госзаказа поставлено 17,7 тыс. тонн, или почти половина всего сырья

Оставшийся его объем льнозаводы реализовали экспортно-сортировочным льнобазам (9,3 тыс. тонн, или 26 процентов), а также коммерческим структурам и индивидуальным предпринимателям (7,3 тыс. тонн, или 20 процентов).

Продажа льноволокна коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям обусловлена тем, что созданная постановлением Совмина от 16 августа 2010 года № 1205 Комиссия по регулированию рынка отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки не выполняла свои функции. Меры ответственности за экспорт льноволокна без наличия соответствующего решения этой Комиссии законодательством не установлены. К тому же как сами льнозаводы, так и льноэкспортные базы разучились торговать и частично потеряли рынки сбыта. К примеру, ЧУП «Шкловская экспортно-сортировочная льнобаза» прекратило поставки льноволокна в Китай, Италию и Германию, потеряв при этом нескольких потенциальных покупателей.

— Во многом возникновению прослойки посредников способствовала и безынициативность по поиску внешних рынков сбыта самих льнозаводов и льноэкспортных баз, — утверждает начальник отдела контроля за работой предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию, Комитета государственного контроля Денис Головарев, — что привело к острому дефициту у них оборотных средств. Эту нишу сразу же заполнили коммерсанты, готовые для получения сырья, пользующегося спросом за рубежом, получать его по предоплате на 50—100 тысяч рублей за тонну выше отпускной цены на внутреннем рынке.

Льноволокно не включено в перечни товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Воспользовавшись пробелом в законодательстве и сложившейся ситуацией, отдельные коммерческие структуры и индивидуальные предприниматели занялись экспортом льноволокна (и даже не лучшего качества), доказав при этом, что в нынешних условиях торговать данным видом сельскохозяйственной продукции выгодно. У всех посредников, занимавшихся экспортом льнопродукции, рентабельность составляла примерно 15 процентов, чего нельзя сказать о специализирующихся на этом виде деятельности организациях. К примеру, в результате бездействия ОАО «Витебсклен» в 2012 году объемы реализации льноволокна на экспорт снизились в 2 раза, получено 1,1 млрд. рублей убытков, рентабельность составила минус 7,5 процента, а цены реализации у названного общества были гораздо ниже не только по сравнению с коммерческими структурами, но и чем у других экспортно-сортировочных льнобаз. За 2012 год от реализации продукции через льноэкспортные базы льнозаводы получили 5,5 млрд. рублей убытков.

— Вместе с тем, — сообщил Денис Головарев, — отдельные льнозаводы Брестской и Могилевской областей доказали, что при надлежащей организации внешнеэкономической деятельности экспорт льноволокна приносит положительный финансовый результат. В 2012 году ими по прямым договорам продано на экспорт 1,2 тысячи тонн льноволокна, в результате чего получено 1,3 миллиарда рублей прибыли. В целом же 27 организаций из 43 сработали убыточно. В результате на начало 2013 года их кредиторская задолженность составляла 650,6 миллиарда рублей, из которой просроченная — 112,1 миллиарда рублей.

О сложившейся ситуации Комитет госконтроля проинформировал главу государства и внес конкретные предложения Правительству. Предложено разработать и утвердить положение о регулировании экспорта льноволокна субъектами хозяйствования республики, усилив в этом роль специализированных организаций (льнобаз), и установить меры ответственности за его нарушения. Комитет госконтроля также посчитал целесообразным, чтобы Минсельхозпрод совместно с облисполкомами обеспечил подготовку соответствующих специалистов с целью укрепления маркетинговых служб льнозаводов и экспортно-сортировочных льнобаз, а также проработал вопросы развития товаропроводящей сети за рубежом.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter