Сторонники выхода Великобритании из Евросоюза (“брекзита”) одержали победу. Однако это не значит, что баталии закончились. Похоже, все только начинается. Опасаясь эффекта “домино”, когда за Великобританией с вещами на выход могут пойти и другие, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что Франция и Германия хотят создать Европейское супергосударство вместо ЕС. Уже подготовлена и реформа Евросоюза. Как предполагает план, страны — члены ЕС не будут иметь права на свою собственную армию, собственные спецслужбы, отдельный Уголовный кодекс и национальную валюту. Налоговая система и силовые структуры также будут общими. Страны потеряют контроль над своими границами, а также над всем, что связано с приемом и размещением беженцев. В супер ЕС будет введена единая система виз, внешняя политика станет общей. Предусматривается также ограничение деятельности НАТО в Европе. Какие перспективы у ЕС и других интеграционных структур? Порассуждать об этом “НГ” пригласила заведующего кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Сергея Кизима, руководителя аналитического центра “Стратегия” Леонида Заику и политического аналитика Петра Петровского.
Сергей Кизима
|
Леонид Заико
|
Петр Петровский
|
“НГ”: Очевидно, что интеграционные процессы как таковые обусловлены глобальными тенденциями — историческими, геополитическими, экономическими. Почему же им присущ риск недолговечности?
Сергей Кизима: Одним из ключевых аспектов устойчивости интеграционных процессов является успешная централизация. Так, СССР вышел на стабильное развитие и достаточно неплохо себя чувствовал, пока этот принцип соблюдался. Отказ Горбачева от него, передача все больших полномочий на места, подрыв прерогатив центральных институтов СССР привели к закономерному краху советского государства. Очень важным моментом для успешного функционирования интеграционного объединения также является успешная идеология. Она играла огромную роль в СССР, обеспечивая совместные смыслы и единое мироощущение большинству граждан Советского Союза. Отказ от единой мощной идеологии стал дополнительным ударом на фоне отказа от прежней централизации.
Если с точки зрения этого опыта взглянуть на процессы интеграции в рамках Европейского союза, то исторические уроки последних событий совершенно очевидны. Во-первых, Евросоюз не смог централизоваться, застряв на стадии развития между конфедерацией и федерацией. Во-вторых, именно сейчас как никогда очевиден крах европейской интеграционной идеологии. Экономический кризис, миграционные проблемы и рост терактов жители ЕС переживают не как граждане единого интеграционного блока, а как граждане своих собственных национальных государств. Отсюда и закономерный итог референдума в Великобритании. Большинство голосовавших отнеслись к вынесенному вопросу не как граждане ЕС, а как британские граждане.
Петр Петровский: Евросоюз формировался во время холодной войны. Он стал своеобразным консенсусом для европейских элит, которые не хотели быть поглощены евро-атлантической системой, с одной стороны, и не хотели стать сателлитами Советского Союза — с другой. В этих условиях ЕС неплохо развивался. После распада СССР здесь и вовсе возобладала эйфория. Но после десятилетия триумфа, с середины “нулевых” годов, мы стали наблюдать со стороны надгосударственных элит желание унифицировать ЕС, а при этом — неучет национальных привилегий самих государств. В результате появились страны “третьего сорта”, “второго сорта”, “первого” — особенно после расширения ЕС. Именно тогда возникли рост числа евроскептиков и уменьшение доверия простых граждан к институтам европейской демократии. Элиты ЕС постепенно отдалялись от народа — и в конечном итоге это не могло не сказаться на самом союзе. Даже европейская Конституция, по сути, была навязана сверху — через Лиссабонские соглашения.
Леонид Заико: Половина англичан не хочет быть в союзе с немцами, греками, французами. Они на острове, столетиями жили собственной традицией. Левостороннее движение, воспитание индивидуализма, “овсянка, сэр”. Это важнее брюссельской “капусты”, политиков единой Европы. Мы сами преувеличивали роль ЕС в жизни. Сами придумали интегрированную Европу. Англичане ничего не придумывали. Им нет необходимости подстраиваться под кого-то. Второй элемент — после развала СССР Запад упивался своей продвинутостью, не учитывая ошибки Советского Союза. У нас было 15 членов объединения, исключив 3 “балтформирования”, вполне бы продолжали интегративный путь. Лишнее в интеграции — это массовость.
“Брекзит” расколол не только ЕС, но и саму Великобританию:
перевес его сторонников оказался минимальным
“Брекзит” расколол не только ЕС, но и саму Великобританию:
перевес его сторонников оказался минимальным
“НГ”: Исходя из результатов “брекзита”, как вы считаете, демократия как форма власти — скорее, цементирующее или разрушительное ядро для интеграций?
С. К.: Что касается влияния именно демократии на стабильность интеграционных проектов, то тут нет пока значимых наблюдений. Гораздо важнее именно факторы успешной централизации и мощной сплачивающей идеологии.
Л. З.: Демократия не стала мешать интеграции и не стала противодействовать. Она позволила честно сказать: бери шинель — иди домой. Да и брюссельская номенклатура оказалась жестче советской. Стали жить по запутанным законам.
П. П.: Я считаю, что демократия, скорее, цементирует интеграции. Вспомните референдум 1995 года в нашей стране. На нем мы четко и конкретно сделали выбор в пользу интеграционного пути. Но дело все в том, что у нас — институт прямой демократии, в большинстве же стран ЕС прямая демократия не используется. Либо же там нет гарантий, что результаты народного волеизъявления будут закреплены. То есть демократия имеет манипулятивный характер, она нечиста и непрозрачна. Поэтому корректнее говорить так: интеграционные целеустремления ломает не демократия как таковая, а непоследовательная, выборочная демократия.
“НГ”: Каким вам видится будущее ЕС? И каков здесь вектор центробежных сил?
П. П.: Я в этом контексте вспомнил бы недавние выборы президента Австрии. Победи там евроскептик, возможно, в ближайшее время мы наблюдали бы похожий на “брекзит” референдум и в Австрии. Сегодня налицо системный кризис Европейского союза, обусловленный и неравенством самих государств, и попытками построить в ЕС мультикультурную утопию. Никто не посчитался с интересами простых граждан, но при этом структуры ЕС активно стимулировали приток дешевой рабочей силы в виде мигрантов.
С. К.: Будущее Европейского союза нельзя назвать особо радужным. Кризис в экономике, террористические, миграционные и другие проблемы превосходят возможности хлипких интеграционных структур по их решению. Нельзя забывать и о таком факторе, как огромная роль США в делах Евросоюза. Соединенные Штаты рассматривают попытки централизации ЕС не как единственный способ избежать возможности краха интеграционного проекта, а как опасный план, который в случае успеха породит мощного конкурента на международной арене. Их интересует слабый и беспомощный ЕС. Но такой Евросоюз постоянно стоит на пороге распада, напоминанием о чем и стал первый звонок со стороны Великобритании.
Крах ЕС опасен еще и тем, что многие государства в его рамках утратили прежнюю стабильность государственных границ, сформированы десятки еврорегионов, которые в случае распада ЕС могут пожелать стать отдельными государствами или целиком присоединиться к одному из государств, отхватив кусок от другого. А от этого уже веет возможностью новой войны в Европе.
Л. З.: Будущее ЕС? Будет полиаморфная группировка. В основном они уйдут в американский интеграционный проект. Выбрасывать новых членов не будут. Но главное — США и проект нового единого экономического и военного пространства. Основные элиты к этому, пожалуй, не готовы. ЕС сам по себе не смог ни создать собственные вооруженные силы, свою идеологию европеизма, плюхнулся с Конституцией. Политики бежали впереди паровоза. Вообще, романтиков в Европе всегда было больше, чем в Азии. Вот как сказать немцам, испанцам, французам, что евроцентризм уже в прошлом? Азиатско-Тихоокеанский регион давно сделал Европу неинтересной. Этакий пансионат ветеранов труда, демократически утонченных натур. Священные камни Европы не располагают к драйву. Скорее, ЕС трансформируется в изнеженное сообщество с апельсинами, солнцем, шампанским. Тонкие мысли европейских политиков, обсуждения, дискуссии... А экономическая жизнь переместится еще быстрее на Восток.
Фото РЕЙТЕР
Фото РЕЙТЕР
“НГ”: А чего можно ожидать в будущем от таких глобальных объединений, как Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), Транстихоокеанское партнерство, БРИКС, ШОС? И какой вы видите роль нашей страны в последнем?
С. К.: ТТИП сейчас переживает непростые времена. Одним из главных лоббистов этого американского проекта была Великобритания как основной партнер США в ЕС. Понятно, что после референдума ее трудно назвать популярной и влиятельной страной в коридорах властных структур Брюсселя, Берлина или Парижа. Это негативно влияет и на все, что связано с ней, в том числе ТТИП. Как минимум принятие проекта затормозится. Как максимум он вообще может быть отложен до лучших времен. Транстихоокеанское партнерство находится в лучшей ситуации, но оно в меньшей степени затронет Беларусь в силу географической отдаленности. БРИКС все еще является клубом крупных незападных стран. Его потенциал огромен, но конкретные инициативы пока достаточно скромны. И повседневные выгоды Беларуси от его присутствия на мировой арене вообще трудно назвать. Что касается ШОС, то нашей стране как наблюдателю уже удается получать определенные дивиденды. Это и встречи на высшем уровне с лидерами крупнейших по населению стран в рамках саммитов организации, и перспективы финансирования выгодных для страны проектов со стороны структур ШОС.
Л. З.: Идет переформатирование глобальной экономики. И стратегии. Или США+Россия, или Россия+Китай. Геополитические и военные факторы будут самыми важными. В свое время США отказались от союза с СССР, Рейган не смог принять решение, не думая о союзниках. В Рейкьявике это было рано. Сейчас мы все подходим к моменту истины. ШОС, БРИКС — это форма противодействия России именно Соединенным Штатам. До тех пор, пока русские и американцы не договорятся, будет прыгание по политическим и интеграционным кочкам. Еще более мощное воздействие окажет переход к золотому стандарту. Страны напряглись, введение этой опции раскидает нас по таким векторам и кластерам, что мало не покажется. Пока же обращает на себя внимание мощный ход США по европейскому и тихоокеанскому векторам. Это начало новой партии в реальной политике. Очень интересной и нетрадиционной.
“НГ”: Как же искать консенсус между национальными интересами, чтобы не повторить ошибок СССР и ЕС?
С. К.: Ключевым фактором успеха любого интеграционного проекта на ранней стадии является доверие участников друг другу. Именно дефицит доверия серьезно подорвал возможности СНГ, сделав из него хоть и важную организацию, но не влиятельную. ЕАЭС испытывает схожие проблемы. Размер экономик и населения стран-участниц настолько различен, что возникают понятные опасения, что чрезмерная передача суверенных полномочий на верхний уровень приведет к полному доминированию России. Именно ей надо деликатно работать с участниками интеграционного объединения, чтобы дать гарантии невозможности подобного сценария развития событий. В данный момент Россия, судя по моему впечатлению, значительно в большей степени занята решением других важных для нее вопросов, лежащих вне рамок евразийской интеграции.
П. П.: Ситуация с “брекзитом” — это урок для Евразийского экономического союза. В нем не должно быть сильных и слабых, больших и малых. Даже Армения и Кыргызстан должны иметь равный вес. И их интересы должны учитываться не в меньшей степени, а может, и в большей, нежели интересы остальных. Хотя бы потому, что они слабее и требуют помощи и солидарности с собой. В СССР и ЕС не всегда это происходило. Не следует забывать и самое главное — прозрачность. И использовать институты прямой демократии. Классический пример, демонстрирующий эффективность этого механизма в плане укрепления интеграции, Швейцария. Эта страна из конфедерации малых государств превратилась в унитарное полноценное государство, по сей день решающее главные проблемы путем референдумов.
osipov@sb.by