Выгоды России надо продвигать активно

Обсуждается новая концепция деятельности торговых представительств

Обсуждается новая концепция деятельности торговых представительств

Во время ежегодного совещания с послами, представляющими интересы России за рубежом, Президент РФ Владимир Путин выделил в ряду наиболее актуальных тем внешнеполитической повестки вопросы развития экономической дипломатии.

Традиционно российские экономические интересы в мире продвигают торговые представительства. Заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев в интервью журналистам напомнил, что система торговых представительств была создана в 1923 году. Тогда ее существование было обусловлено фактором государственной монополии на внешнюю торговлю. Торгпредства продвигали советских экспортеров, заключали внешнеторговые контракты, отслеживали конъюнктуру рынков страны пребывания и были единственным игроком, выступающим от имени государства.

Но после отмены монополии государства на экспортную деятельность стало понятно, что система торгпредств в рыночные реалии не вписалась и требует кардинальных изменений в своей работе. Предлагались разные варианты модернизации ведомства. Новую концепцию работы торговых представительств России недавно представило Министерство экономического развития. Новая концепция – это современный взгляд на мировую экономику и на поиск места в ней РФ.

Сегодня перед торгпредствами стоят совсем другие задачи, чем десятилетия назад. Быть проводниками российских экономических интересов за рубежом – значит быть лоббистами реализации конкретных проектов крупнейших национальных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса. И в обязательном порядке – проектов регионов России. Для этого нужно быть в курсе всего, что происходит в мире. Значит, за торгпредствами останутся сбор аналитической информации, обслуживание межправительственных комиссий, работа с министерствами и ведомствами. Не исключено, что в будущем торгпредства будут оказывать платные услуги.

Сегодня торгпредства работают в 53 странах мира. Но охват стран скорее инерционный, исторически сложившийся – он не соответствует современным торгово-экономическим интересам России. К примеру, торгпредства в таких странах, как США, Канада, ряде европейских государств не сильно востребованы – все, что Россия может предложить экономике этих регионов, уже хорошо известно. Между тем в  развивающихся странах, где у России вполне ощутимые стратегические интересы, торговые представительства «символические».

– В Китае и странах АСЕАН экономические ведомства станут более масштабными. Укрепление ждет представительства в Брюсселе, Женеве для активного сотрудничества со штаб-квартирой ВТО, – прокомментировал по нашей просьбе нововведения заместитель председателя Комитета по внешней политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Николай Борцов. – Торгпредства усилят и кадрами, и материально в тех государствах Восточной Европы, где активно развивается российский бизнес. Новые представительства откроются в странах, куда с масштабными проектами идут крупные российские компании – в Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию, страны БРИК.

На судьбе торгпредств в странах СНГ отразится развитие Таможенного союза и формирование Единого экономического пространства: очень важно, чтобы структуры этих интеграционных образований не выполняли те же функции, что и торговые представительства. Сейчас крайне важно, считает Николай Борцов, «вмонтировать» работу торгпредств в разработку совместных интеграционных проектов – это строительство АЭС, ГРЭС и других масштабных предприятий.

Перемены коснутся и внешнеэкономической деятельности посольств, ведь по некоторым вопросам торгпредства и диппредставительства до сего дня пересекались и дублировали друг друга.

Справка «СВ»

Торговое представительство учреждается на основании договора между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством.

Торговое представительство является составной частью дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и действует под непосредственным политическим руководством Посла Российской Федерации в этом государстве.

Основными задачами Торгового представительства являются:

обеспечение проведения внешнеэкономической политики Российской Федерации в государстве пребывания, содействие расширению и диверсификации российского экспорта товаров и услуг, создание в государстве пребывания условий для реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации, анализ и прогнозирование состояния внешнеэкономических отношений Российской Федерации с государством пребывания и подготовка предложений по их совершенствованию;

участие в обеспечении реализации торговой политики Российской Федерации и развития хозяйственных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, участие в выработке и реализации мер по обеспечению благоприятных условий интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter