Выгода для всех

Развитие деловых взаимоотношений между бизнесом и государством позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции
Развитие деловых взаимоотношений между бизнесом и государством позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции

Тема развития государственно-частного партнерства (ГЧП) уже сегодня находит отражение в стратегических документах правительства. Реальные шаги в этом направлении Беларусь только начинает делать, а потому далеко не все структуры могут самостоятельно привлекать частные инвестиции и использовать инструмент ГЧП для повышения национальной конкурентоспособности в полной мере. По мнению заместителя министра экономики Беларуси Дмитрия Голухова, потенциал центров ГЧП позволяет оказывать государству существенную поддержку в разработке и реализации ряда проектов.

Заместитель главы представительства ООН/ПРООН в Беларуси Фарид Караханов отмечает: вопрос, быть или не быть ГЧП, уже не стоит. Такое партнерство должно стать эффективным способом инвестирования в национальную экономику, а создание центров ГЧП не только позволит оказывать техническую экспертную поддержку при заключении сложных контрактов, но и будет способствовать экономическому росту в целом. По словам руководителя проекта «Практические шаги создания Национального центра государственно-частного партнерства в Республике Беларусь» со стороны Европейской экономической комиссии ООН Румена Добрински, создание центра ГЧП в Беларуси станет первым серьезным мероприятием из ряда запланированных на ближайшие 2 года.

Подготовка госсектора и частного бизнеса к тесному сотрудничеству — актуальная тема. Преимущества ГЧП как для бизнеса, так и для государства сегодня очевидны. Так, частные партнеры получают стабильный доход на вложенный капитал, гарантии сбыта и загруженности мощностей на долгосрочной основе (договоры в рамках ГЧП планируются на несколько десятилетий), повышение имиджа компании и рост кредитного рейтинга. Государство, в свою очередь, также остается в плюсе: снижается финансовая нагрузка, риски передаются частному партнеру. Кроме того, госсектор получает современные технологии и объект в короткие сроки. Таким образом, в стране будет создан современный механизм поощрения инвесторов, который работает в тех областях, где и государству, и частному сектору по отдельности работать очень непросто.

По результатам проведенного ЕЭК ООН опроса ряда министерств, серьезный интерес к ГЧП был проявлен на разных уровнях. Вместе с тем все еще имеет место непонимание этого института у работников органов госуправления, банковского и строительного сектора. Остается проблемным и вопрос о наличии подготовленных кадров в области ГЧП. В качестве первоочередных видов деятельности для реализации пилотных проектов в Беларуси ЕЭК предложила транспорт, здравоохранение, ЖКХ и энергетику. Сегодня эксперты отмечают несколько проектов, которые планируется реализовывать в стране по схеме ГЧП. Так, в области энергетики планируется строительство Оршанской гидроэлектростанции, ветропарка в Лиозненском районе, каскада из четырех ГЭС. В сфере транспорта — реконструкция трассы М10 Гомель—Брест.

Мнение

Владимир КАРЯГИН, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства:


— Государство и бизнес-ассоциации очень сознательно подходят к вопросу развития в стране центра ГЧП. Несмотря на то что у соседей схема уже работает, мы, изучая этот опыт, можем пройти путь формирования ГЧП с наименьшими затратами. Один из основных вопросов, который еще предстоит решить в ходе работы, — кто и какие гарантии предоставляет в рамках государственно-частного партнерства. Стоит понимать, что инфраструктурные проекты требуют больших вложений и договоры заключаются долгосрочные, на 20—30 лет. Нужно, чтобы у бизнеса была мотивация заниматься серьезными проектами. В стране нужно строить аэропорты, дороги, объем работ немалый. И те инвесторы, которые будут вкладывать средства, должны четко представлять, чем они рискуют и что могут в итоге получить.

Только цифры

На мировом рынке проектов ГЧП самые быстроразвивающиеся направления сотрудничества — инфраструктура, транспорт, энергетика. Всемирный банк ведет обширную базу данных инфраструктурных проектов, которая на 1 июня 2013 года включала 5238 проектов, реализованных в период 1990—2012 гг. в 145 странах мира. Беларусь сегодня представлена в базе семью проектами.
В 2012 году объем проектов ГЧП, достигших финансового закрытия на европейском рынке, составил € 11,7 млрд. Годом ранее — € 17,9 млрд.
На долю проектов транспортной инфраструктуры, с которой начинают апробировать механизм ГЧП практически все развивающиеся страны, приходится более 26 % от общего количества всех проектов. Самое внушительное число проектов (43,59 %) реализовано в сфере энергетики. Однако по объему инвестиций данный инфраструктурный сектор занимает второе место после телекоммуникаций, где сосредоточено 44,9 % объема всех капиталовложений в инфраструктуру.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter