Выдавливал оркестр слезы нот…

Вышла в свет книга стихов поэта Григория Соколовского «Афганское эхо»

Рифмами  неравнодушного  сердца  говорит  Григорий  Соколовский  правду  о  той  странной  войне  в  Афганистане

А по ночам все также ноют раны,

И снятся те далекие года…

Не выбросить уже Афганистана

Из памяти солдатской никогда!

Эта мысль проходит через всю книгу стихов поэта Григория Соколовского «Афганское эхо», которая недавно вышла в издательстве «Литература и искусство». Автор – заслуженный деятель культуры Беларуси, лауреат специальной премии Президента республики и литературной премии Федерации профсоюзов Беларуси —имеет полное право так сказать. Он сам – воин-интернационалист, и у него, как и у многих тысяч наших ребят, афганская война осталась не только в памяти, но и в сердце, судьбе, жизни.

— Григорий Васильевич, что вы хотели сказать своей книгой?

— Она о моем поколении, прошедшем Афганистан, но не уронившем ни чести, ни достоинства, ни звания своего. Я постарался, как мог, отдать дань памяти подвигам павших и живых. Сказать добрые слова, не отступая от правды. Сказать честно, чтобы мое поэтическое слово о пережитом стало и предостережением от подобных войн.

Книга многоплановая по своей тематике и содержанию. И это естественно, потому что слишком много событий героических, драматических, трагических вместила в себя афганская война.

— В декабре 1979-го знаменитая 103-я Витебская воздушно-десантная дивизия села возле Кабула. Только разгрузились, — вспоминает Григорий Васильевич, — а меня вызвали в политотдел и приказ: к 1 января должна выйти газета. А тут серьезная проблема: в условиях горного климата закапризничал наш издательский походный комплекс на колесах. Выход нашли – газету делали на печатной машине, которую предусмотрительно прихватили из Витебска. Всю ночь тиснули, используя валик, газетные страницы. Ну совсем как в войну белорусские партизаны. Утром 1 января выхожу из палатки с «Гвардейской доблестью» в руках — как увидели мои друзья, мгновенно расхватали. Ведь никаких газет тогда у нас в Афганистане не было, ребята истосковались по ним, и нашу, «гвардейскую», сразу же отправили в войска.

Григорий Соколовский сполна владеет даром слова, о чем говорят его поэтические сборники. Но они вышли уже после Афганистана. А каково ему было там, когда, в чем признается сам, за несколько десятилетий своей журналистской работы нигде и никогда не испытывал подобного запрета даже на малейшее проявление свободной мысли, как в Афганистане. Какая уж там правда о той странной и во многом до сих пор еще непонятной войне! Поэтому через 20 лет после вывода наших войск из Афганистана и навалилась на Соколовского лавиной необходимость сказать настоящую правду о тех событиях. Это стало потребностью его души. Но Соколовский в первую очередь поэт. Значит, его творчество – это вся богатейшая гамма человеческих чувств, эмоций, переживаний, отношений, облаченных в поэтические образы. Во многом это тайна сердца поэта, волнующе поведанная людям.

Да, как ни тяжела правда об афганской войне, Соколовский говорит о ней прямо и откровенно, ничего не скрывая. Тем самым  исполняет свой нравственный долг перед воинами-интернационалистами. Пронзительно  волнующие, наполнены острой болью и глубокой печалью стихотворения о погибших наших ребятах. К сожалению, таких страниц в книге немало. Оно и понятно: много молодых, крепких, веселых наших парней «вернулись» домой «двухсотым грузом». Только Беларусь потеряла в этой войне 779 человек. «Погиб солдат… А чья вина? // Молчание ведет игру… // И медлит горе у окна — // Пожаловал «двухсотый груз». // В полесском выросший селе, // Был призван в армию… И вот // Уже  оркестр в печальной мгле // Выдавливает слезы нот. // Гнетет людей такая смерть, — // Вломилась в отчий дом беда… // Теперь солдату не стареть — // Двадцатилетний навсегда!»

Рассказывать об афганской войне и быть равнодушным невозможно. Это надо писать сердцем, что и делает Соколовский.

Лично меня потрясла трагическая история стихотворения «Калина» — памяти Александра Вовка. Вот что рассказывает по этому случаю Григорий Соколовский. 

— Со мной в одной палатке жил старший лейтенант Александр Вовк. Получает из Витебска радостную телеграмму: сын родился. А тут как раз из Кабула в  Витебск летел наш самолет. Просит Саша меня, дескать, сходи, Гриша, к комдиву, попроси, чтобы разрешил мне слетать в Витебск взглянуть на сына. Я не мог отказать другу, и комдив все понял, разрешил. Александр увидел жену, подержал на руках сынишку и тем же самолетом вернулся в дивизию. А накануне 23 февраля он выполнял задание, и по возвращении в дивизию их машину расстреляли из пулемета. Остались живы водитель, двое спутников Александра. Его же смертельно ранили. Умер по дороге в дивизию, он и мертвый был очень красивый, с улыбкой на лице. Не исполнилось еще и тридцати, самый расцвет жизни.

Григорий Соколовский не ропщет на судьбу: вернулся из Афгана невредимым. Но с глубокими душевными ранами. Может, на то воля самого Всевышнего – остался в живых  именно поэт, чтобы рассказать, к чему приводят человеческие распри и непонимание. Чтобы через 20 лет задать вопрос: «Ну кто, скажите, виноват? // Кому-то это было нужно… // Где ложь, где правда, не понять. // И кто рассудит беспристрастно? // Спросить погибших бы ребят:// «Сложили головы напрасно?»

Чтобы своим поэтическим словом хоть немножко утешить матерей, у которых афганская война забрала самое дорогое – детей. И передать их боль и горе так, чтобы услышал весь мир, а страшное эхо отзывалось в наших  сердцах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter