Эксперт о белорусской транспортной логистике: нас любят, ценят и боятся

Выбрать оптимальные маршруты

Транспортно-экспедиционная деятельность нашей страны, вопреки санкциям, не замерла, а живет и действует. Да, здесь не без проблем. Но пути их решения ищутся и находятся. О сильных и слабых сторонах нашей транспортной логистики, о том, чего не хватает, мы поговорили со старшим научным сотрудником Белорусского научно-исследовательского института транспорта «Транстехника», доктором философии, членом Всемирного общества инженеров-логистов Валерием Козловым.

Таможенными, свободными, складами временного хранения располагает на своей территории 21 логистический центр.

Крепкая и конкурентоспособная

— Валерий Васильевич, что из себя представляет белорусская логистика языком цифр?

— Это выручка почти в 1,5 миллиарда рублей, более 1,3 миллиона квадратных метров складских площадей в 61 логистическом центре. При этом в 21 логистическом центре оказываются приоритетно транспортно-логистические услуги, 15 выполняют оптово-логистические (дистрибуционные, распределительные) функции. Остальные концентрируют свои усилия на оказании складских услуг и услуг по обработке товарно-материальных ценностей для собственных нужд или сдаче в аренду под производственные процессы.

Также это восемь учебных заведений, которые готовят сегодня специалистов в той или иной функциональной области логистики. Отмечу, что последние пять лет лучшим по рейтингам считается Международный университет МИТСО.

— А если говорить о минусах, чего не хватает?

— Мультимодальных логистических центров, то есть таких, где используется два и более видов транспорта. Из 61 у нас мультимодальных на сегодня только 17. Задача Беларуси как транзитного государства — максимально задействовать свой потенциал. То есть в идеале мы должны завозить из Европы к нам товар, перерабатывать, перегружать и определять дальше в восточном направлении. И с той стороны, соответственно, завозить сюда, разукомплектовывать или переукомплектовывать, отправлять в Западную Европу. Но замечу, что так было до начала известных всем событий и введения санкций.

Не хватает еще 150—200 тысяч квадратных метров складских площадей для хранения охлажденных и скоропортящихся товаров, чтобы закрыть насущную потребность. Хотя строительство одного такого объекта в семь раз дороже возведения обычного стандартного склада. Но они нам нужны.

Еще один момент: из 61 логистического центра 45 размещены вокруг Минска. Это неправильно, потому что еще в первой программе развития логистической системы, рассчитанной до 2010 года, мы планировали, что логистические центры будут равномерно распределены по всей территории Беларуси и станут располагаться во всех крупных областных центрах и городах областного подчинения, чтобы логистика покрывала всю страну. Но так сложилось, что сегодня основной бизнес сконцентрировался в Минске, Бресте, Гродно и Витебске. Нам не удалось построить ни одного логистического центра ни в Лиде, ни в Мозыре. Только в Орше.

Есть проблемы и с непониманием бизнес-структур направлений развития логистики. Порой вопреки советам обратить внимание на перегруженность логистическими центрами Минска, люди все равно их строят, а потом не знают, что делать с недозагруженностью площадей.

Также наши исполкомы, к сожалению, не могут предоставлять специальные льготы инвесторам, как это заведено в соседних странах. А ведь при строительстве логистического центра 1/3 всех расходов идет на отвод земли, организацию канализации, водо-, газо- и теплоснабжения. И порой высокие расходы, отсутствие льгот отпугивают потенциальных инвесторов.

В остальном наша национальная логистика, которой, к слову, в декабре этого года исполнится 508 лет, достаточно брендовая, крепкая и конкурентоспособная.

Наибольшее количество услуг (порядка 40 из 88 возможных, предусмотренных СТБ 2306–2013) оказывают логистические центры компаний «Белтаможсервис», «Брествнештранс», «Торгово-логистический центр «Озерцо-Логистик», «Белмагистральавтотранс», «Транзит» и «Доминик».

Варианты решений

— Касательно путей решения проблем: что нужно, чтобы улучшить жизнь белорусской транспортной логистики?

— Необходимы поправки в законодательство. Но кто должен этим заниматься? Дело в том, что изначально функция координатора логистики (как науки и системы по управлению цепями поставок) была возложена на Минторг. Мной и коллегами даже был подготовлен проект Закона «О логистической деятельности в Республике Беларусь». Он, к сожалению, не нашел своего воплощения. Парадокс, но у нас до сих пор в законодательстве отсутствует термин и определение «логистическая деятельность», есть только ее пять государственных стандартов.

С Минторга ответственность потом перенесли на Министерство транспорта, но ведь это транспортная система, это услуги по перевозке грузов и пассажиров, и она не может охватывать весь комплекс задач, которые стоят перед логистикой как таковой (товаропроводящие сети, поставка, внутрицеховая обработка грузов и материальных ценностей, сбыт, информационные технологии, складская обработка, образование). Поэтому задачей номер один в первой программе развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016—2020 годы было создание координационного совета при Совете Министров. Сейчас мы предлагаем создать такой же. Также считаю целесообразным объединить несколько министерств, например — Минтранс, Минторг и, возможно, Минэкономики в одно Министерство логистики и развития. По такому пути в свое время пошли Швейцария, Финляндия, Польша, Германия и другие страны. Это должен быть единый мощный координационный центр в рамках государственной структуры. Он бы управлял нашим процессом: таможенной логистикой, закупочной, транспортной, складской, сбытовой, информационной и так далее. Это должен быть один контролирующий орган, регулятор, который работал бы на благо нашей страны. И его статус будет очень высоким. Кстати, в США федеральное логистическое агентство является пятым по статусу и уровню влияния на экономику и социум.


— Транспортной логистике, как и другим сферам, нужно работать, развиваться, несмотря на санкции. Каковы прогнозы?

— Из-за событий в соседней стране в надвигающемся глобальном продовольственном кризисе невозможно строить какие-то долгосрочные планы. Да, ни для кого не секрет, что сейчас у нас наблюдается падение транспортно-экспедиционной деятельности, связанное с организацией международных перевозок, блокированием авиасообщений, валютными платежами, санкциями в отношении банков, задержкой в платежах. По мнению национальных и международных экспертов, в первом полугодии 2022 года оно составит около 44 процентов. Но мы продолжаем трудиться, искать пути решения возникающих проблем, выходить на новые рынки — Марокко, Судан, Индию, Иран, Ирак и другие. Поехали даже на остров Сахалин. Сейчас стремимся что-то улучшить в системе, предложить более комфортные условия.

К примеру, сегодня, 30 июня, в Минске проходит второй день бизнес-встречи «Транспортно-экспедиционная деятельность в новых реалиях», на которой около 200 руководителей и специалистов компаний-перевозчиков, логистических операторов, компаний-импортеров, экспортеров, а также иных участников рынка международных грузовых автоперевозок из 150 компаний обсудят вопросы международных автоперевозок грузов, различные ситуации на рынке мультимодальных перевозок и ряд смежных тем.

Понимаю, что санкции в перевозочных процессах одномоментно не отменят, но пытаться стоит, встречаться, рассказывать их инициаторам, что это не только проблемы для нас, но и в первую очередь для их бизнеса.

В 2021 году среди 47 стран — членов Европейской конференции министров транспорта мы отобрали у европейцев ни много ни мало, а около 6—6,5 процента перевозочного бизнеса Европы! Представьте: у нас 8 тысяч перевозчиков, 28 тысяч грузовиков, и мы отобрали часть рынка у тех брендовых перевозчиков, у которых суперновые машины, отсутствуют границы, нет проблем с льготами и кредитами. Это говорит о нашем потенциале. Нас любят, ценят и боятся. И не только в Европе.

ЦИФРА

В 2021 году 2175 субъектов хозяйствования осуществляли деятельность по таким видам, как «Складирование и хранение», «Транспортная обработка грузов», «Прочая вспомогательная деятельность в области перевозок» (на 6,2 процента больше, чем в 2020-м).

КСТАТИ

Из 61 логистического центра 18 имеют государственную форму собственности или обладают свыше 50 процентов доли (акций) государства в уставном фонде хозяйственного общества. Остальные логистические центры созданы с участием национальных и иностранных инвесторов.

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter