Молодой белорусский художник мечтает создать первую в стране детскую иконописную школу

Всё побеждает любовь

На встрече с учениками Воскресной школы храма Святых апостолов Петра и Павла в агрогородке Сеница Минского района лично убедился: родители не случайно везут сюда своих детей не только из округи, но даже из Минска. Атмосфера добра, духовности и творчества позволяет раскрыть широту детских талантов и в поэзии, и в живописи.

Настоятель прихода отец Борис собрал в стенах храма и талантливых преподавателей. Один из них  – Иван Петручик. По образованию – дизайнер, а по призванию – педагог от Бога. А еще он живописец, иконы которого есть во многих храмах Киева.  В Воскресной школе в Сенице дает не только уроки рисования, но и отношения к людям.

После тяжелой болезни передвигается на инвалидной коляске. Но назвать Ивана человеком с ограниченными возможностями можно разве что условно. Он – спортсмен-параолимпиец, четырехкратный чемпион Беларуси по лыжному спорту. 



В мастерской я застал Ивана за любимым занятием: акварелью он рисовал подмосковную Троице-Сергиеву Лавру.

– Это удивительный уголок России с особой атмосферой и энергетикой, – говорит Иван. – Очень хотел бы туда поехать учиться, так как в Лавре есть иконописная мастерская. Азы  освоил самостоятельно, но мой киевский духовник считает, что секреты иконописи надо постигать у настоящих мастеров. Была возможность учиться в Украине, в селе Глухово Глинской пустыни, но сегодня это вряд ли возможно из-за тлеющей гражданской войны.

В России много известных иконописных школ – московская, ярославская, псковская... В Беларуси хорошо известна минская школа иконописи, славится своими традициями Жировицкий монастырь.

– Говорят, что многие иконы обладают чудодейственными свойствами, они способны к самообновлению?

– Я сам свидетель таких явлений. Как-то моему духовнику подарили неизвестную икону XVI века. Вся в темных тонах, она, казалось, особой ценности не представляла, старинных икон ведь немало. Потом через полгода приезжаю на Пасху в Киев, а духовник мне говорит, мол, посмотри, какое чудо произошло. Икону поместили в алтаре, и на ней краски стали  яркими и светлыми, даже четко проявилась ранее не читаемая надпись “Преображение господне”.

Замироточила и одна из моих первых икон “Святые царственные мученики”, на которой изображена расстрелянная большевиками семья российского императора Николая. Мироточение появилось у пояса дочери государя, Анастасии, как слеза о печальной судьбе царской семьи. Кстати, киевский храм, где находится икона, так и называется “В честь Святых Царственных мучеников страстотерпцев”. Киевский батюшка мне рассказывал, что у него теперь две чудотворные иконы – Святых Царственных мучеников и Николая Чудотворца, которая была подарена моему духовнику его духовным опекуном.

– Почему же твои работы находятся не в родном Отечестве, а в храмах “матери городов русских” Киеве?


– Судьба распорядилась так, что во время болезни я лечился в Киеве, где познакомился со своим духовным отцом. С его благословения стал осваивать секреты иконописи.

В Украине ведь живут мои родственники, которых я стараюсь навещать, правда, теперь это сделать сложно из-за нестабильной ситуации. Сердце болит от сознания того, что идут брат на брата с оружием в руках, убивают друг друга.

Поэтому я надеюсь и верю, что более 20 икон, написанных мной для украинских храмов, внесут духовную лепту в скорейшее наступление мира на востоке этой страны.

Что касается Беларуси, то о моих иконах мало кто знает – они не были представлены для широкого обозрения.

– Содержание икон, как правило, отображает библейские сюжеты, в основе которых отрицание насилия, добро и справедливость?

– Исключительно библейские. Я не пишу что-то от себя или, как некоторые художники говорят, то, что приснилось. Последние работы завершены в декабре – “Воскресение господне” и “Преображение”, которые, скорее всего, уедут в российский Геленджик. Они должны были украсить один из строящихся православных храмов Киева, но на священнослужителя ополчились сторонники Киевского патриархата: сняли купол и разобрали по частям храм, который на начальном этапе представлял собой вагончик. Настоятель написал в интернете, что чудом уцелел сам.

Незавершенную пока еще  икону в честь Сорока Севастийских мучеников заказал один из житомирских храмов. Библейский сюжет о сорока воинах-христианах, принявших мученическую смерть за веру во Христа в Севастии, – это территория современной Турции. Прежде чем взяться за кисть, надо было основательно изучить историю сюжета, его значимость для христианского мира.

Иконописцы, как правило, предпочитают работать по сюжетам уже ранее написанным. Конечно, я могу взяться за библейскую тему, которой ранее не касался кистью художник. Однако это слишком большая ответственность. 

– Как же зародилась идея создать в Беларуси детско-юношескую иконописную школу?


– Сколько есть свидетельств, когда искусство спасало в трудную минуту, когда уже опускались руки и человек не знал, в чем искать спасение. Моя мечта, чтобы в будущей школе были не просто ученики, а единомышленники, способные стать в будущем настоящими профессионалами. Многие дети, которых приводят на уроки рисования в Воскресную школу, имеют хорошие задатки для занятий художественным творчеством. Может, моя мечта осуществится здесь в стенах сеницкого храма Святых апостолов Петра и Павла или же в Кобрине, откуда корни моего рода.

 Самарский иконописец Григорий Журавлев, живший в конце XIX – начале XX века, родился без рук и ног. Он, держа кисть зубами, расписал белокаменный храм родного села Утевки, увековечил в портрете императорскую семью Романовых, создал неповторимые образы Божией матери. Царь Николай Александрович жаловал ему пожизненную пенсию в 25 червонцев золотом, это по тем временам были немалые деньги. Но, главное, живописец сделал жизнь своих современников лучше, чище, добрее. Я тоже мечтаю расписать храм и верю, что когда-нибудь моя мечта  воплотится в жизнь.
 
– Как вам удается сочетать иконопись со спортом. Вы ведь вошли в историю белорусского паралимпийского движения.

– Семь лет назад судьба свела меня с прекрасными людьми – тренерами паралимпийской сборной страны, которые порекомендовали заниматься спортом. С тех пор я все время находился в Минске. Поначалу за счет государства мне оплачивали проживание в отеле “Орбита”, где я месяцами жил во время тренировок. Потом очень помог депутат Палаты представителей Михаил Волков. Начал я с занятий лыжами, но затем приобщился к роликовому спорту и к адаптированной академической гребле.

Земляки помогли  собрать средства на личную лодку, которая переоборудована для выступления паралимпийцев тренерами Тамарой Шиманской и Александром Поповым, дай им Бог здоровья. Они, кстати, тренируют многократную паралимпийскую чемпионку Люду Волчек, которая занимается лыжными гонками, греблей и даже ходит в сплав по горным рекам. Я четырехкратный чемпион Беларуси по лыжным гонкам. Выступал и на международных соревнованиях. Горжусь еще одним результатом: я единственный в своем классе инвалид-спинальник, который смог осилить трассу длиной 15 километров по горам Швеции. От напряжения кровь пошла из носа, но я дошел до финиша, и зрители на трибунах мне аплодировали стоя.

Юрий МИРСКИЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter