Ситуация в ЖКХ стала главной темой обсуждения во время прямой линии заместителя Премьер-министра Анатолия Калинина

Всё о ЖКХ

Ситуация в ЖКХ стала главной темой обсуждения во время «прямой линии» заместителя Премьер-министра Анатолия Калинина...

Ситуация в ЖКХ стала главной темой обсуждения во время «прямой линии» заместителя Премьер-министра Анатолия Калинина, ответившего на 18 звонков читателей «СБ». Что только подтверждает общую тенденцию: в минувшем году участились обращения граждан в Администрацию Президента, Правительство и Министерство жилищно–коммунального хозяйства именно по проблемам этой сферы. По динамике жалоб отрасль опередила строительство. Как будут решаться проблемы? Ответы вице–премьера на наиболее актуальные вопросы предлагаем вашему вниманию.


 Александр, Минск: Много говорят о тарифах на жилищно–коммунальные услуги. К чему населению готовиться?


А.Калинин: Сегодня в стране приняты четкие критерии изменения тарифов на услуги ЖКХ — это в соответствии с указом Президента 5 долларов в год плюс индексация в зависимости от изменения доходов населения в размерах, не превышающих темпов роста номинальной заработной платы. Решение принято с целью защиты потребителей жилищно–коммунальных услуг. Индексация в первом квартале, как мы уже видим, составила 1,8 процента. То есть как такового масштабного роста не произойдет. Кроме того, по распоряжению Президента создана рабочая группа под руководством Председателя Комитета госконтроля. В первую очередь она должна исключить несвойственные затраты, с тем чтобы их не было в себестоимости услуг.


— А когда ожидается ближайшее повышение тарифов?


А.Калинин: С 1 января увеличение тарифов уже произошло на 5 долларов, вы это ощутили. Дальше планируется ежеквартальная их индексация. Кроме того, по итогам деятельности рабочей группы мы должны снизить ряд затрат на техобслуживание.


— В каком году население будет полностью оплачивать коммунальные услуги? Коммунальники говорят, что мы покрываем 25 — 30 процентов себестоимости.


А.Калинин: Конечно, с точки зрения экономии бюджета страны хотелось бы, чтобы население платило больше уже сейчас. Но на рубеж 100–процентного возмещения затрат мы выйдем в 2015 году. Речь идет об услугах электро– и газоснабжения. Все остальные будут покрывать ориентировочно 60 процентов расходов организаций жилищно–коммунального хозяйства. Хотя не исключаю, что по итогам решений рабочей группы уровень возмещения затрат на ЖКХ может вырасти уже сейчас против нынешних 28 процентов, если все «излишки» уберем.


— Хорошо, что вы в Правительстве курируете еще и чрезвычайные ситуации, потому что капитальный ремонт у нас сродни чрезвычайной ситуации. У бабушки по улице Кальварийской делали ремонт, так три недели не было газа и две недели — воды. Хорошо, если есть куда уехать из квартиры на это время... А вопрос у меня следующий: во время капремонта в квартирах устанавливают стеклопакеты, но почему–то тем, кто их уже поставил за свой счет, не компенсируют затраты.


А.Калинин: В нормативных актах, утвержденных в прошлом году, есть четкое разграничение, что является текущим, капитальным ремонтом, и установлено, какие работы выполняет за свой счет жилец в квартире, в том числе и установку новых окон. В частности, государство оказывает помощь и несет затраты по ремонту кровли, фасада, замене инженерных сетей. На сайте Минжилкомхоза можно ознакомиться с перечнем подробно, что относится к затратам собственника квартиры. К слову, по капитальному ремонту в нынешнем году мы взяли повышенные обязательства. И планируем ввести после капремонта 2,7 миллиона квадратных метров жилья против 1,7 миллиона в прошлом году. Это серьезные затраты. Государство их на себя берет. Более того, планируем ввести в ранг защищенных статьи расходов в местных бюджетах на капремонт, замену теплосетей, лифтов, котлов, то есть местные органы не смогут предусмотренные на это бюджетные деньги перебрасывать на другие цели и снижать запланированные объемы финансирования. Жестко контролируются долгострои по капремонту. В прошлом году от плановых сроков завершения работ отставали 165 жилых домов. Мы в режиме рабочей группы Правительства, Минжилкомхоза и местных органов власти сократили «незавершенку» до минимума — на 1 января 2014 года осталось 14 домов. В ближайшее время все введем в эксплуатацию.


 Михаил, Калинковичи: Я — пенсионер. Поставил счетчик на холодную воду в своем доме, где временно не проживаю. Когда зарегистрировал приборы, в ЖКХ сказали: будете платить 6.600 за куб. Это в 5 раз дороже! Что за самоуправство такое?!


А.Калинин: Если вы в доме установили прибор индивидуального учета расхода воды, но там не зарегистрировались, то будете платить по тарифу, обеспечивающему возмещение полной себестоимости услуги, а по «низкому» тарифу вам начисляют там, где вы зарегистрированы. Такой порядок.


— А что за себестоимость, как ее считают?


А.Калинин: В затраты включается зарплата персонала, расходы газа, электроэнергии, налоги и так далее. На каждый вид услуги составляется калькуляция себестоимости, которая утверждается на уровне облисполкомов и обязательна для исполнения всеми подотчетными жилищно–коммунальными структурами.


 Владимир Дуденко, Берестовицкий район, поселок Пограничный: Анатолий Николаевич, помогите! С 1982 года у нас строится Дом культуры, да вот никак не могут построить. Стены уже начинают разваливаться. Начали делать цех по розливу воды, залили фундамент и тоже бросили, снова трава растет. Так и живем: ни цеха, ни Дома культуры...


А.Калинин: Это у вас агрогородок? В нем должен быть Дом культуры.


— Ничего нет, даже филиал Сбербанка и тот закрыли.


А.Калинин: К сожалению, распорядителем средств бюджета является орган исполнительной власти, а хозяин территории — сельхозкооператив. Поэтому не могу обещать, что решу однозначно ваш вопрос, но поручение разобраться по существу облисполкому обязательно направлю. По статусу агрогородок должен иметь торговую сеть, Дом культуры, фельдшерско–акушерский пункт и другие социальные объекты.


— Ничего у нас нет, даже единственное кафе работает до 18 часов, молодежь вынуждена собираться, извините, по закоулкам. А в воскресенье в кафе — выходной. Что это за кафе такое? И с водой беда. Горячая бывает только по вечерам и то не каждый день.


А.Калинин: Постараемся помочь.


 Галина Лукьянович, Минск: Десять лет назад мы ввязались в стройку в Минске. Тогда наша будущая двухкомнатная квартира стоила 232 миллиона, сейчас — уже более 700 миллионов. Я нахожусь в декрете, двое детей, муж один работает. Возможно ли нам построить жилье по такой цене? Строились с господдержкой, в кредит под 5 процентов годовых. Уже заплатили 400 миллионов за 4 года: 150 миллионов своих денег, 250 миллионов рублей банк профинансировал. Не едим, не пьем, только на квартиру работаем. И выйти невозможно, проценты, уплаченные банку, потеряем. Когда будет этому предел? 7 миллиардов рублей украли прежние застройщики...


А.Калинин: Дом ОО «Молодежный жилой комплекс» действительно числится среди долгостроев. Ситуация там непростая. Сменили застройщика, возбуждено уголовное дело, все, что украли, будут возвращать. Насколько я знаю, у виновных изъяты имущество, транспорт. Сейчас дом возводит государственный стройтрест № 35. Ввод запланирован в сентябре 2015 года. Однако Мингорисполком обещает ввести жилье с опережением графика — к концу нынешнего года. Это несколько удешевит стоимость строительства. Кроме того, банки будут кредитовать вас на прежних льготных условиях.


 Виталий, Гомель: Дом, в котором мы живем, сдали в прошлом году. Качество ужасное. Из окон сквозняки, в угловой комнате стены покрыты плесенью. Ни детей не могу там положить, ни сам лечь. Неоднократно обращался в УКС, администрацию города. Приходили 3 — 4 комиссии. До сих пор никаких действий не предпринято. Только написали дефектные акты.


А.Калинин: Соответствующее поручение Минстройархитектуры я дам, но хотелось бы еще задать вам уточняющие вопросы: в квартире стоят стеклопакеты? Мокрые процессы, наверное, делали зимой? Возможно, сырость от того, что не просохло все как следует?


— Так ведь тепловизором замеряли: в углах температура плюс 5 — 6 градусов.


А.Калинин: Значит есть, наверное, нарушения. Сейчас мы ужесточаем требования к качеству строительства. Каждый дом, новостройка или после капремонта будут в обязательном порядке подвергаться тепловизорному обследованию. Если дом сдается летом, то в акте приемки госкомиссией записывается пункт об обязательном обследовании дома зимой. И прилагается паспорт соответствия. Все недостатки должны устраняться за счет застройщика в гарантийный период. Деньги на период исполнения гарантийных обязательств для этого будут резервироваться. В вашем случае, если есть нарушения, будем добиваться, чтобы к отопительному сезону их непременно устранили.


 Олег, Минск: Ходят слухи, что после чемпионата мира по хоккею опять повысится стоимость проезда — до 5 тысяч, чтобы компенсировать затраты на покупку валидаторов...


А.Калинин: Тариф на одну поездку в городском общественном транспорте в областях сегодня составляет 3.200 рублей, в Минске — 3.700. Что касается повышения, то оно запланировано не раньше августа. В Минске предполагается поднять тариф до 4,5 тысячи за одну поездку, в областях будет 4 тысячи. Однако на время чемпионата по хоккею даже такси не планируют повышать тарифы. Более того, мы сейчас проводим консультации, разъясняем частным перевозчикам, что у нас Год гостеприимства и мы не должны свои издержки и проблемы перекладывать на гостей.


 Дмитрий Сергеевич, Минск: У меня вопрос по поводу долевого строительства жилья государственным объединением «Минское городское жилищное хозяйство». Этот застройщик возводит дом с офисными помещениями и подземным гаражом–стоянкой в районе улиц Щорса, Разинской. Весь дом состоит из 3 секций. Первую задержали на полгода. У застройщика есть задолженность примерно 10 миллиардов рублей. При том, что все квартиры первой и второй секций проданы. Деньги освоены. Но в 12–этажной второй секции возведен только монолитный каркас. Хотелось бы знать, каким образом государственный застройщик будет достраивать дом? Нам предлагают подписать допсоглашение и согласиться с доплатой 216 долларов на каждый квадратный метр. Хотелось бы, чтобы компетентные органы разобрались и вмешались в ситуацию. В договорах–то у нас стоят неизменные суммы стоимости квадратного метра.


А.Калинин: Со мной рядом как раз находится генеральный директор этого предприятия Владимир Эдуардович Ходарцевич, я попрошу его прокомментировать происходящее.


В.Ходарцевич: Речь идет о дополнительном финансировании строительства с учетом изменения проекта и исключения подземных гаражей. Вместо них будут плоскостные стоянки. Что касается задолженности, то подрядчику был выплачен аванс 30 млрд. рублей, который отработан лишь на 11 млрд. Организация претензию выполнить отказалась, идем в суд.


А.Калинин: Как вы поняли, Дмитрий Сергеевич, принято решение снизить финансовую нагрузку и вместо гаражей строить плоскостные стоянки. Хотя, может, это и не очень правильно в условиях мегаполиса.


— А кто будет это оплачивать? Если дольщики согласятся на изменение проекта, то это ляжет на их плечи.


А.Калинин: Если по проекту дом был предусмотрен со строительством подземных стоянок, которые в итоге остались невостребованными будущими жильцами, то проект можно изменить только по решению дольщиков и выйти с ходатайством в Мингорисполком. Это влечет корректировку проекта.


— Но ведь по условиям договора дольщики строили только квартиры. Почему сейчас нам навязывают проблемы паркинга?


А.Калинин: Предлагаю вам собраться за столом переговоров с застройщиком и обсудить все проблемы. Конечно, застройщик должен действовать исключительно по закону. Необоснованное увеличение цены квадратного метра недопустимо.


 Ольга, Минск: Насколько реально снизить стоимость коммунальных услуг по итогам работы комиссии по решению проблем ЖКХ?


А.Калинин: Сейчас многие вопросы рассматриваются. И главная задача рабочей группы при Комитете госконтроля — снять излишние затраты, которые несвойственны и не должны относиться на себестоимость коммунальных услуг. Например, из технического обслуживания исключаем содержание элементов благоустройства, дворовых территорий. Это будут делать местные Советы за счет бюджета, хотя сейчас такие работы оплачивает население. По тепло–, водоснабжению и водоотведению есть ряд технологических моментов по снижению затрат. Однако многие из них связаны с затратами на перевооружение и модернизацию. План такой модернизации будет составлен. Кроме того, еще ряд вопросов обозначен на заседаниях рабочей группы. В сфере коммунальных услуг должны быть определены ответственность и обязанности организаций ЖКХ, а стоимость хотелось бы видеть понятной и прозрачной.


С этой целью в жировке будут печататься принципы формирования стоимости, информацию можно будет сравнивать с техрегламентом, который пропишет Минжилкомхоз. Политику в этой сфере будет определять только министерство. Местные органы власти не смогут трактовать требования и решения иначе. Все должны руководствоваться одними правилами игры. И структура, и функции организаций ЖКХ на местах будут пересмотрены с целью унификации численности. Сейчас, как выяснилось, разница может достигать 1,5 раза.


Инновационный способ обслуживания жилья внедрим в Минске уже к концу года. Мы взяли на вооружение европейский принцип обслуживания жилья одним специалистом — сантехником, плотником, электриком и столяром в одном лице. Несколько минских ЖЭСов так уже работают. На базе одного провели семинар. Все области положительно восприняли этот опыт. Один специалист решает все домашние проблемы, обслуживает до 500 квартир. У него появляется мотивация. От каждой платной услуги ему засчитывается 20 процентов в оплату труда. Таким образом, повышается мотивация хорошо работать, больше зарабатывать. Минск к концу года будет иметь 1.800 таких специалистов. За счет чего на треть сократится численность остальных, будет увеличен уровень их зарплаты. Есть много и других интересных предложений. Сейчас готовим нормативный документ, который будет подписан Президентом и, надеюсь, значительно изменит качество коммунальных услуг.


— Население почувствует это на кошельках? Или уместнее все же говорить о прозрачности и качестве услуг?


А.Калинин: Думаю, уровень возмещения затрат на услуги ЖКХ населением точно возрастет. И непрогнозируемого увеличения тарифов не будет. Наоборот, мы активно ищем варианты снижения себестоимости. А для тех, кому такая нагрузка окажется все–таки не по силам, планируем ввести безналичные жилищные субсидии. Нам давно следует исключить субсидирование отрасли и перейти к субсидированию человека, конкретной семьи в зависимости от ее дохода. Допустим, если ваш доход, условно говоря (норматив еще будет разрабатываться), ниже бюджета прожиточного минимума, то вы имеете право получить субсидию от государства. Нам еще предстоит отработать алгоритм и проинформировать об этом население. Однако идея в целом такова. И тарифная политика будет единая в ЖЭСах, в ЖСПК, в товариществах собственников. Они не смогут устанавливать или выдумывать ту или иную цену в зависимости от своих затрат. Тариф на каждую услугу должен быть един, взвешен, просчитан и распространяться на всю страну. А контролировать его соблюдение надлежит Правительству, Минжилкомхозу и Минэкономики.


Наталья Данейко, Гомель: 30 лет назад моему отцу, заслуженному тренеру Беларуси, дали бесплатно квартиру. А сейчас у нас требуют более 100 миллионов рублей за нее.


А.Калинин: Давайте не будем подменять понятия. Вашим родителям для проживания была предоставлена государственная квартира, как и большинству граждан нашей страны. Квартиры и при СССР не передавались в собственность граждан бесплатно, а только лишь предоставлялись безвозмездно для постоянного проживания. Сейчас ситуация изменилась. Такие квартиры с июля 2016 года станут арендными. У вас есть право остаться бессрочно проживать в арендной квартире либо приватизировать жилье на льготных условиях: в рассрочку до 40 лет, с первым взносом в размере 10 процентов остаточной стоимости квартиры. Цену устанавливают специальные комиссии при исполкомах или организациях, на балансе которых находится приватизируемое жилье. Сегодня в стране 88 процентов жилья находится в частной собственности, а 12 процентов — в государственной. В таком жилье граждане являются нанимателями.


— Но 100 миллионов — это огромные деньги за 30–летнюю квартиру!


А.Калинин: А вы ради интереса изучите рыночные цены на жилье в Гомеле. Поверьте, 100 миллионов — небольшая цена для недвижимости в областном центре. К сожалению, бесплатного жилья больше нет и не будет. Квартирный вопрос в стране решается путем самостоятельного, долевого строительства либо покупки готового жилья, построенного по госзаказу.


— Почему в арендное жилье берут совершенно старые квартиры?


А.Калинин: Это определяет исполком, какие квартиры делать арендными. Напомню также, что у граждан была возможность выкупить жилье у государства на протяжении более 20 лет. С этой целью выдавались чеки «Жилье».


Алексей Валерьевич, Минск: По улице Друйской в Минске, в районе бывшей деревни Цна, нам, многодетным семьям, выделены участки под строительство жилья. Местные власти обещали провести коммуникации. Но до сих пор ничего нет. Дома уже построены. Заселиться невозможно.


А.Калинин: За счет бюджета должны быть построены водопровод, электросети и подъездная дорога, иначе вас никто не сможет заставить ввести жилье в эксплуатацию. Многодетные семьи у нас на особом контроле. Поэтому обещаю проследить, как администрация Советского района Минска будет выполнять обязательства по строительству сетей и коммуникаций в вашем районе.


Советская Белоруссия №83 (24467). Вторник, 6 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter