Непростая судьба актера из популярного фильма

Всё будет хорошо

Фильмы Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» (Марк Горонок еще студентом сыграл героя Александра Збруева в молодости) и «Все будет хорошо!» (здесь Марк уже сын персонажа Збруева — нобелевский лауреат красавчик Петя) принесли ему небывалую популярность. Актера приняли в театр «Ленком». Впереди открывались прекрасные перспективы...

Все разрушилось в один миг: Марк заболел, ему неудачно сделали переливание крови. А когда вышел из больницы, оказалось: его никто и нигде не ждет.


— Обижены на Марка Захарова, который не принял вас обратно?

— Нет, я никого не виню. Меня не было полтора года, а потом я вдруг свалился как снег на голову. Если бы я был на месте Марка Анатольевича, поступил бы точно так же.

— Другие театры, режиссеры предлагали роли? Вы же были в зените славы!

— Я в свое время слишком часто говорил: «Я не хочу участвовать в вашем сценарии, мне не нравится драматургия». Но были и другие актеры, которые рассуждали так: «Надо почаще мелькать — тогда что-то, может, получится. А когда получится, вот тогда я и буду становиться в позу». Предпочитали их.

А я воспитан так, что принципы либо есть, либо их нет. Не бывает такого, чтобы в 20 лет принципов не было, а в 50 они вдруг появились. У меня принципы были с детства. И я заплатил за них. Я рос в БДТ с 10 лет, наблюдал работу актеров того времени с режиссером Г.А.Товстоноговым, учился в Театре комедии им. Н.П.Акимова, а впоследствии работал в «Ленкоме». Мне есть с кем сравнить. Сниматься в бурде, которую предлагали на тот момент, я не хотел. Со временем люди забыли обо мне, перестали звонить и приглашать. Хороших сценариев было единицы, но и они срывались...

— И вы решили вернуться в Санкт-Петербург?

— Да. Но я тогда не знал одного важного закона: если ты уезжаешь пытать счастья в Москву, чего-то добиваешься, а потом по какой-то причине возвращаешься обратно, то ты для Санкт-Петербурга умер.

— Почему?

— Считают, что ты «изменник». На «Ленфильме» меня вычеркнули из числа питерских актеров, жирно написали на моей анкете «город Москва».

Для Санкт-Петербурга я умер, а для Москвы был неудачником. Москва любит упорных, правильных, настойчивых.



— А вы не упорный?

— Я неправильный. Помню, как обижался, молодой и горячий, когда мой родной Санкт-Петербург в Москве называли провинцией. Я даже поругался из-за этого с киноагентством «Макс» (первое в России актерское агентство, созданное в 1992 году. — Ред.). Порвал контракт! Когда в «Ленкоме» узнали об этом, то покрутили пальцем у виска. Попасть туда иногородним было невозможно: принимали одних звезд.

— Рассказывают, вы в трудные времена даже занимались остеклением балконов. 

— Я вам расскажу. В конце 90-х — начале 2000-х я был предоставлен сам себе. Пытался устроиться в театры — не получалось. Тогда я на собственные деньги решил поставить спектакль по пьесе Эдуардо Де Филиппо «Никто». Что такое антреприза, мы понимали отдаленно...

— И прогорели?

— В тот период надо мной как будто висел какой-то рок. Люди, узнав, сколько денег потрачено на постановку, пытались отговорить: «Ты придурок! Можно купить трехкомнатную квартиру, а ты эти деньги тратишь на чужой спектакль и только через два года, может быть, их вернешь. И ради чего? Ради славы? Чтобы опять о тебе заговорили?» Я объяснял, что хочу вернуться в театр. Я эти деньги заработал, решил так применить...

Не получилось. Я, наверное, ошибся в выборе режиссера-постановщика, не рассчитал собственные силы как продюсер, актер, менеджер по рекламе. И в один прекрасный момент отказался участвовать в собственном проекте. Никаких претензий театру не предъявил, все права на спектакль оставил ему.

— Лишившись не только работы, но и денег.

— На мое счастье, тогда в моей жизни появился человек — заслуженный артист РФ Евгений Александров. Он пригласил меня в музыкально-драматический театр «Буфф». Я очень благодарен его художественному руководителю Исааку Штокбанту: он увидел во мне способность работать в его театре, совершенно в новом для меня жанре (я драматический актер), и тут же предложил репетировать главную роль.

Театр «Буфф» — молодой, музыкальный, совершенная противоположность «Ленкому». Я был шокирован.



— А в чем контраст?

— В легкости. В «Ленкоме» ты себя чувствуешь, как на Олимпе в Древней Греции. Там ходят актеры-полубоги. И есть вассалы — молодые актеры, которые смотрят, учатся... И в любую секунду они должны быть готовы к тому, что Зевс плюнет им на макушку — и тогда уже они сами станут теми полубогами. Все напряжено, сосредоточено.

В театре «Буфф» все проще: Господь Бог даст — значит, будем все знаменитыми. Не даст — ну, значит, в следующий раз повезет.

— Сколько вы продержались в «Буффе»?

— 4 года. Сыграл три главные роли, как режиссер поставил детский спектакль «Джунгли», взялся за взрослую программу... Вот во время взрослого спектакля мы и разошлись во мнениях с худруком. Я отказался ставить свою фамилию на афише.

— Опять стали перечить?!

— Я же не дохлая рыба, чтобы плыть по течению! Я иногда и барахтаюсь. Конечно, с годами меньше, но все равно. Исаак Романович меня понял, мы расстались без скандала. И я опять ушел на вольные хлеба.

— Теперь вы возглавляете агентство по организации праздников, и ваш девиз — как название одного из ваших фильмов: «Все будет хорошо!»

— Это негласный девиз, и мы стараемся ему соответствовать. В театре «Буфф» я получил новую специальность — эстрадника. И так как у меня уже были в этой сфере связи и я видел, как дилетанты, которые купили микрофоны и фотоаппараты и тут же объявили себя ведущими и фотографами, портят людям праздники, то решил попробовать открыть свою компанию.

У меня есть выгодное отличие на рынке — я узнаваем по фильмам «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо!». Когда-то мой педагог Дмитрий Астрахан поверил в меня, 4 года давал играть главные роли везде, где только можно. И я этой славой пользуюсь. Спасибо большое Дмитрию Ханановичу — он талантливый режиссер, педагог и хороший человек.

— И он до сих пор снимает фильмы. А вы?

— Нельзя сказать, что я совсем ушел из профессии. В мае мы сыграли антрепризу «Оскар» (продюсер спектакля — Константин Кулешов, режиссер-постановщик — Владимир Глазков) с Сергеем Паршиным (народный артист РФ, руководитель питерского СТД), Александрой Яковлевой. Я, как и она, после длительного перерыва вернулся на сцену. Так что приглашаем.

— А что на личном фронте?

— У меня недавно родилась дочь. В 42 года. Жена — красивая, умная, но при этом девушка с характером. Поэтому она и является директором компании и моим в частности. 

Очень люблю свою дочь Елизавету, жену Анну и ее первого ребенка Дмитрия. Только сейчас я понял, что такое настоящее семейное счастье!

Ольга Сабурова.

Советская Белоруссия № 115 (24997). Суббота, 18 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter