Встал на ноги. И... на педали

Владимир Сасковец вошел в кабинет, опираясь на трость, такой же светлый, как день за окном. С ним меня познакомили председатель ОО «Красный Крест» Березинского района Наталья Шукан и председатель ОО «Женсовет» Тамара Круталевич, которые проводили совместную акцию «Протянем руку помощи» — раздавали «гуманитарку» малоимущим, многодетным, инвалидам и одиноким людям. Среди них был и Владимир. Если бы ему раньше сказали, что окажется в числе получателей, он, успешный бизнесмен, не то что не поверил бы — такому «Нострадамусу» еще бы и не поздоровилось. Но не зря говорят, жизнь — штука непредсказуемая…

Роковой вечер расколол жизнь Владимира Сасковца из Березино надвое, лишил его многого, но показал, в чем заключаются истинные ценности.

Владимир Сасковец вошел в кабинет, опираясь на трость, такой же светлый, как день за окном. С ним меня познакомили председатель ОО «Красный Крест» Березинского района Наталья Шукан и председатель ОО «Женсовет» Тамара Круталевич, которые проводили совместную акцию «Протянем руку помощи» — раздавали «гуманитарку» малоимущим, многодетным, инвалидам и одиноким людям. Среди них был и Владимир. Если бы ему раньше сказали, что окажется в числе получателей, он, успешный бизнесмен, не то что не поверил бы — такому «Нострадамусу» еще бы и не поздоровилось. Но не зря говорят, жизнь — штука непредсказуемая…

ПОСЛЕ армии Владимир Сасковец женился, как сам говорит, на прекрасной девушке. Молодая семья перебралась в Жлобин, обжилась в новой квартире. Время от времени он навещал родных в Березино.

— Один раз приезжаю домой и узнаю, что мой друг детства открыл автобазу, второй раз приезжаю — ресторан, в третий раз — казино. Меня немножко жаба задавила, думаю, если он поднялся, неужели я не смогу? Поехал за длинным рублем в Новосибирск, работал «на фасадах», — вспоминает Владимир Викторович. — В советское время хорошая зарплата считалась, если ты 170 рублей получаешь, а там я по полторы тысячи заколачивал. На заработках был полтора года. Накопил деньжат, занялся коммерцией. Закупал в Беларуси ширпотреб: юбочки, штанишки разные и вез товар в Юргу, что в Кемеровской области. Два года «челночил», пока не обобрали меня до нитки. Заначку в 150 тысяч советских рублей прятал под ванной, и то нашли. Вернулся в Березино. Потом жизнь самотеком пошла. С супругой разошлись, на стакан подсел…

В общем, у Владимира была бурная молодость, но десять лет назад все переменилось окончательно и бесповоротно…

В ТОТ роковой вечер он был в гостях у своего знакомого, который хорошо разбирался в автомобилях. Владимир Викторович как раз собирался приобрести машину, друг обещал продать ему свою «ласточку» недорого. У Владимира возникла идея пойти на нее посмотреть. Знакомый его останавливал, будто бы предчувствовал беду: «Что ты там увидишь — десять часов вечера». Но Сасковец не послушался.

В темном переулке его нагнали трое: «Дайте закурить». Слово за слово, завязалась драка...

Реанимация, кома, больничная койка, вторая группа инвалидности. Два года Владимир был прикован к кровати. Подняться на ноги помогла вера в Бога и хорошие люди, которые в этот нелегкий для него момент жизни оказались рядом, помогли, поддержали.

— Ходил в Березино на процедуры к массажистке Алле Харламовой. Она со мной не только как врач, но и как психолог по душам разговаривала. Мне тогда жить не хотелось, дурные мысли в голову лезли, а она головой качала: «Володя, Володя, ты же мужчина, люди с поврежденным спинным мозгом восстанавливаются, а ты из-за какой-то ноги и руки нюни распустил», — продолжает Владимир Сасковец. — Раньше меня в церковь никто колом бы не загнал, а теперь я убедился, что Господь есть, все, что я видел на том свете, все-все сбывается. А в церковь мне предложил Витька Буловичев сходить, спасибо ему. Переступая порог храма в первый раз, немного волновался, думал, что люди меня осуждать будут, зашел — меня чуть не на руках несли и усаживали. При воспевании все поднимаются на ноги, а мне говорят: «Володька, сиди». А я через «не могу» вставал.

УЖЕ с емь лет он исправно ходит в церковь. Целительный результат налицо. Была мечта встать на ноги, а теперь, несмотря на то, что немного прихрамывает и опирается на трость, Виктор рассекает улицы Березино на велосипеде. Каждое утро обливается холодной водой.

— Сразу было трудно. А потом ничего — привык. Окатишь так себя зимой, пока зубы почистишь, руки ледяной корочкой покрываются, — рассказывает он. — А вообще, студеный сезон для меня все равно, что тюрьма, а летом благодать.

Владимир общительный и активный, чувство юмора не утратил. Старается жить полной жизнью. Ходит в библиотеку к Тамаре Круталевич на мероприятия, под присмотром заведующей отделением дневного пребывания инвалидов при Березинском территориальном центре социального обслуживания населения Ирины Скоробогатой лепит фигурки из глины.

Свободного времени у него теперь много. Правда, если для большинства людей оно остается вожделенной мечтой, для Владимира стало тяжким бременем. Книг не читает. После травмы ухудшилась память.

— Ничего понять не могу, как в пустоте. Спасибо другу Вите Дудко, не виделись с ним двадцать лет, а как узнал, что со мной беда приключилась, приехал в гости. Уже отъезжая в Минск, спросил: «Что тебе в следующий раз привезти?» Я говорю: «Раньше о машине мечтал, теперь она мне ни к чему, подари компьютер и телевизор, только с дистанционным управлением». Я на тот момент лежачий был. Пошутил так и забыл, — вспоминает Владимир Сасковец. — День рождения подходит, слышу… машина к дому подъехала. Выглядываю в окно и вижу: из авто выходит Витя и несет в руках большую коробку, а в ней — телевизор.

С таким сюрпризом жизнь веселее стала.

А ВОТ самое обидное в этой истории, что виновные так и не были наказаны.

— Почему мне пенсию должно платить государство? А не эти, — рассуждает Владимир Сасковец. — Я не то чтобы собираюсь их посадить, я им даже в какой-то степени благодарен, но они меня, считай, в тюрьму посадили навечно. У меня бессрочная группа инвалидности, а они будут гулять, смеяться. Главное, я убежден, что ненаказанный будет творить подобное. Я и сам по молодости шустрый был, но всегда за справедливость. Даже когда меня брили, врачи спрашивали у мамы: «Извините, что у него с головой: не голова, а глобус, вся на шрамах». Хотя по характеру я застенчивый мужчина. Нет, я мальчишка, мне же одиннадцать лет только. Второе рождение отмечаю 10 мая 2000 года. Совпало с днем рождения супруги.

— Давайте, хоть помогу велосипед выкатить, — говорю.

— Я не могу допустить, чтобы меня девушка обхаживала, — оказал сопротивление Владимир. — Лучше помогите получить патент на мое изобретение для костыля, — пошутил.

Он модернизировал свой старенький велосипед — придумал специальные держатели, теперь трость надежно крепится на руле, сидит, словно шпага в ножнах.

У него, говорят, золотые руки: по дереву мастерит и плитку ловко кладет. Как и многие инвалиды, рад бы поработать, но нет возможности. А на пенсию по инвалидности в 260 тысяч особо не разгуляешься.

— Мне предлагали снова попробовать себя в роли предпринимателя, но, боюсь, что не справлюсь.

Записала Елена ГОРДЕЙ, «БН»

Березинский район

НА СНИМКЕ: неунывающий Владимир САСКОВЕЦ и его старенький «Аист».

Фото автора

КОММЕНТАРИЙ

Председатель Березинского райсовета депутатов Анатолий ЗЯБКО:

— Специализированных предприятий, где работали бы люди с ограниченными возможностями, у нас, в Березинском районе, нет. Однако если у инвалида возникло желание поработать, ему необходимо пройти медицинскую комиссию. Врачи должны дать заключение, какие виды работ он может выполнять. Тогда райисполком окажет содействие в его трудоустройстве. Такие случаи уже были. Сегодня один инвалид 1 группы работает руководителем компьютерного кружка при Березинском территориальном центре социального обслуживания населения, другой — делопроизводителем в местном санатории.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter