Вспомним о маломерных судах

В пунктах регистрации и техосмотра маломерных судов наблюдается ажиотаж

В пунктах регистрации и техосмотра маломерных судов — ажиотаж
Лет 10 назад владельцы так называемых маломерных судов (проще говоря, катеров, лодок, яхт, байдарок и самодельных плавсредств) собрали более тысячи подписей за отмену техосмотра — и в конце концов добились этого. Но в прошлом году техническое освидетельствование вернулось в практику, контроль за безопасностью лодок на воде взяло на себя МЧС. Немаловажную роль тут сыграли и техрегламент Таможенного союза, и трагедия на озере Белое в Житковичском районе, когда, катаясь на моторке, погибли пять человек, трое из них — дети. Тогда причины трагедии определили так: судовладелец не предоставил свое маломерное судно для регистрации и ТО, внес изменения в технические характеристики лодки, установил мотор, превышающий допустимую мощность на 20 лошадиных сил. В придачу водитель был пьян, а пассажиры — без спасательных жилетов...



Сегодня техническое освидетельствование должны пройти все маломерные суда, кроме гребных лодок, байдарок и надувных лодок, грузоподъемность которых не более 225 килограммов. Их владельцы не отрицают: если, скажем, занимаешься катанием людей, тут уж сам бог велел в очередной раз продемонстрировать полную боевую готовность твоего судна. Но есть ли смысл таскать каждый год на осмотр резиновое или пластиковое суденышко, которое используют исключительно для рыбалки? С одной стороны, судовладельцы не против техосмотра, ведь не сопротивляются же аналогичной процедуре автомобилисты. Но с другой — сегодня немало вопросов к самой организации регистрации маломерных судов, а также к системе прохождения их технического освидетельствования. Главная претензия — нет соответствующей материально–технической базы. Еще — витиеватость процедуры. Скажем, что мешает лодки, где производитель указал возможность установки двигателя, сразу же регистрировать моторными? И почему бы не сделать один судовой билет, куда вписывать все плавательные средства одного владельца?



...В последние дни перед стартом рыболовного сезона в пунктах техосмотра не протолкнуться. На Минск и Минский район такой адрес лишь один, да и тот во дворе жилого микрорайона. Осмотр судов проводят с 8.00 до 13.00, но уже в 6 утра здесь выстраивается очередь. Судовладельцы спешно наносят маркером бортовые номера: «Толще рисуй! Ширина букв должна быть полтора–два сантиметра!» Резиновые лодки одну за другой разворачивают прямо на пешеходных дорожках и на лавках. Когда в итоге приходит инспектор, он сверяет лишь соответствие заводского номера лодки записанному в документах, кое–где проверяет швы. Вокруг перешептываются: «И это все? Контроль на воде должен быть, а не на асфальте под деревом!», «Почему бы не проверить хотя бы мыльным раствором?», «Хоть бы надули, давление посмотрели, а то вдруг там дырка...» В общем, взгляд со стороны: прежде чем спустить лодку на воду, ее владелец каждый раз делает побольше движений, чем инспектор. Поэтому–то рыбаки и не понимают, за что платят. Скажем, за госрегистрацию гребного судна придется отдать 36.000 рублей, моторки — 90.000. А техническое освидетельствование обойдется от 27.000 до 126.000.



Владимир Козеко пришел в 8.30 и оказался в хвосте очереди. Впрочем, к обеду, когда до него дошел инспектор, стало понятно: на лодке не хватает номеров, поэтому их придется нанести, а затем вернуться сюда через три дня и снова выстоять очередь за документами. Расстроенный Владимир успокаивает себя лишь тем, что сейчас отпуск и не придется отпрашиваться с работы: «Знал бы, что такая морока с документами, не покупал бы лодку. Почему нельзя разделить тех, кто регистрируется и кто проходит техосмотр?» Это — с одной стороны. С другой — люди должны знать правила, заранее интересоваться, чтобы потом не винить других.



Все признают: главная причина ажиотажа — человеческий фактор. Вот только инспекторам надо бы предвидеть, что ставить на учет свои плавсредства люди, как у нас водится, ринутся в последний момент. Больше всех ситуацией возмущены жители прилегающих многоэтажек: почему не вынести техосмотр за город, не отвести под него специальную площадку?

— Не пройти с коляской! — жалуется молодая мамочка. — С раннего утра все заставлено машинами. И пейзаж под окнами соответствующий: катера в рядочек...



Стоит ли говорить, что местным автомобилистам тоже не выбраться на работу?

— Это просто невозможно, «скорая» не может проехать! — наперебой возмущаются пенсионерки, живущие в соседних домах. — Хотели мы вот присесть на лавочку, так посмотрите, все лодки, лодки... И так уже две недели!



Представители ОСВОДа уже не раз заявляли: мол, если техосмотр маломерных судов спасет хотя бы одну жизнь, он себя оправдает. Но, может, судачат рыбаки, эффективнее усилить контроль на воде и ужесточить ответственность за плавание под градусом? Возникает в обсуждениях и другая тема — развитие рыболовного туризма в границах Таможенного союза. Направление перспективное, но все упирается в букву закона. Ведь у нас права на управление нужны, если плавсредство имеет более 5 лошадиных сил, в России планка выше — более 10. Значит, многие соседи–рыбаки в Беларуси — фактически «бесправники». Почему бы не привести требования к единому знаменателю — по российским стандартам? Когда опрос на такую тему в течение месяца провели на сайте ОО «Большой рыболовный интернет–клуб», оказалось: три четверти рыбаков двумя руками «за». Предлагают даже поднять норму до 15 лошадиных сил — но тогда уже, конечно, с оплатой инструктажа и росписью в журнале по технике безопасности. Кстати, еще один нюанс, который тормозит интерес российских рыбаков к нашим водоемам: в соседнем государстве суда весом до 200 килограммов вообще не регистрируют...



Кстати

Одна из популярных жалоб судовладельцев — отсутствие терминалов для оплаты услуг на территориальных участках. Государственная инспекция по маломерным судам занималась изучением этого вопроса: в итоге установку терминалов признали нерентабельной, ведь работа инспекторов ГИМС часто выездная.

Прямая речь

Михаил Чешун, начальник Государственной инспекции по маломерным судам:

— Мы исполняем указ Президента. К сожалению, нет у нас еще тех финансовых средств, чтобы обеспечить всем необходимым, что нужно для указанных процедур. Но над этим вопросом идет работа. Я начинал свою деятельность инспектором, и, поверьте, даже такой визуальный осмотр дает положительный результат. Инспектор в состоянии определить, можно ли допустить плавсредство на воду. Однако у нас маленький штат, всего два специалиста на двухмиллионный Минск и район, и мы уже поднимали этот вопрос. И хотя процентов 80 людей не первый год имеют маломерное судно, все равно перед навигационным периодом случается ажиотаж. Есть у нас и спокойные месяцы с ноября по февраль, когда в течение часа бывает не больше одного человека. Да, мы планируем вынести техническое освидетельствование на окраину города. Но и там могут возникнуть неудобства, например, из–за трудностей с оплатой наших услуг, потому что не будет поблизости банков, банкоматов...

Цифра «СБ»

На 1 января в стране насчитывалось около 300 тысяч маломерных судов, из них 132.621 было зарегистрировано в Государственной инспекции по маломерным судам. Так, за 2014 год регистрацию прошли 12.509 лодок, яхт и катеров, а техническое освидетельствование — 28.431.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 97 (24727). Вторник, 26 мая 2015
Автор фото: Александр РУЖЕЧКА
Версия для печати
Юрий К., 56, Минск
Лукашенко,недавно согласился с мнением японца.что среди белорусов 90% умных,а остальные дураки.Почему ,тогда эти 10% портят жизнь умным белорусам? Идиоты придумали регистрацию и ТО резиновых лодок и никакая сила в стране не может отменить этот маразм. Сколько писали люди и я сам ,президенту,депутатам, в сми- отмените в "водном кодексе"
регистрацию и ТО резиновых лодок,а толку?Выкрутились через административные процедуры. А теперь опять за старое?Кто нас -белорусов, считает идиотами? Сколько можно над нами издеваться? Кто придумал-что для спасения одной жизни,нужно испортить жизнь  тысячам? Что за арифметика?У людей теряется вера в справедливость и здравый смысл.Что делать и как с этим бороться? Похоже ,выхода нет.
Дмитрий
Вот интересно...На фото запечатлены и описаны в статье по сути незаконные действия  ГИМС, у которой на сей момент нет нормативной документации (технического регламента) о проведении Технического!!! (замечу отдельно!!!) освидетельствования и оснащённых должным образом пунктов ТО с необходимыми техническими средствами для произведения заявленной процедуры. Да и сам представитель ГИМСа в статье об этом говорит. Ну тогда вопрос: на сколько законна сия процедура и куда пойдут таким образом собранные средства?
Про визуальный осмотр и его эффективность для народа лучше не смешите...8)
Юрий К., 56, Минск
Лукашенко,недавно согласился с мнением японца.что среди белорусов 90% умных,а остальные дураки.Почему ,тогда эти 10% портят жизнь умным белорусам? Идиоты придумали регистрацию и ТО резиновых лодок и никакая сила в стране не может отменить этот маразм. Сколько писали люди и я сам ,президенту,депутатам, в сми- отмените в "водном кодексе"
регистрацию и ТО резиновых лодок,а толку?Выкрутились через административные процедуры. А теперь опять за старое?Кто нас -белорусов, считает идиотами? Сколько можно над нами издеваться? Кто придумал-что для спасения одной жизни,нужно испортить жизнь  тысячам? Что за арифметика?У людей теряется вера в справедливость и здравый смысл.Что делать и как с этим бороться? Похоже ,выхода нет.
Ник, 41, Гомель
Когда уже этот дурдом закончится?
Владимир
У меня другая проблема,  я гражданин Беларуси, живу в России, имею лодку ПВХ под мотор, ранее в России как и в Беларуси(до 2012) нужно было регистрировать лодку до 225 кг грузоподъемностью и проходить ТО, теперь этого нет, но лодка у меня зарегистрирована в ГИМС Москвы. Я часто езжу в Беларусь к родителям и беру лодку с собой, рыбачу. Но соответственно лодка зарегистрирована в другом государстве и сейчас не проходит ТО. Имею ли я права на ней плавать по озерам Беларуси и как вообще быть, чтобы не нарушать закон?
Ведь на машине я могу по Беларуси ездить , а вот на лодке как быть?
для Ник,41,Гомель
Никогда! В ближайшее время,это точно.:)
Сергий
А для чего на пвх спасательный жилет? Лопнуть 2+ балона одновременно что-то нереальное, тем более на веслах. Лопнул балон - на одном доплывешь до берега. Такие в основном берут на плечах таскать, а жилет - лишний хлам. Как и помпа. Чего в ней откачивать? Вылез на берег, перевернул и все вылил. Да и якорь не всем нужен. Итого лишних килограмм 5-7.
Руслан, 43, Барановичи
28000 лодок по 10$ в боор = 280 000 $ а терминал переносной даже за1 млн - нерентабельно
Дмитрий
Один мой знакомый регистрировал ПВХашку и проходил ТО для Казанки по фотографии лодок.О каком нормальном ТО может идти речь?
Григорий, Беларусь
Напрасно ломаются копья.Ничего не изменится.Всех контролёров кормить надо.Молодые,здоровые,выгулявшиеся,кушать хотят вкусно и обильно,а за чужой счёт и трезвенник и язвенник будет и пить и гулять.  Вторая подобная организация - по старому рыбоохрана называлась.Придумали - до 1 июня на воду на лодке даже не думай.Я понимаю ловить рыбу с лодки нельзя,может и правильно,не знаю.Я не рыбак.Но плавание на средние расстояние по воде моё хобби,особенно весной когда всё возраждается и буйствует.Ранее плавали всей семьёй.Запрет был только на моторы.Теперь это отняли.Зачем ловить браконьеров с лодками.Запретим всем и дело с концом.Лихо!Большого ума не надо.
Александр
По фотографии. Я уверен что это связано с хищениями лодок и моторов. Где-то и всплывают похищенные. а потом через милицию возвращаются потерпевшим. Я думаю логика есть. Но всеже я за лицензионный билет на право рыбалки и управления лодкой. Пусть я бы купил его скажем за 1 млн на год и рыбачил где хотел и плавал на чем хотел. А если нарушил правила поведения на воде - пусть вступит в силу Коап
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?