Всем миром...

В Нью–Йорке открылась 64–я сессия Генеральной Ассамблеи ООН

От Организации Объединенных Наций всегда хотят больше, чем она может дать. Американский постпред Генри Лодж на это однажды заметил: «ООН создана для того, чтобы уберечь нас от ада, а не для того, чтобы ввести нас в рай». Если рассматривать в этом ракурсе, то деятельность организации действительно следует признать эффективной. Со своей главной задачей — «избавить грядущие поколения от бедствий войны» — она в целом справляется в отличие от своей предшественницы Лиги Наций. Но что с другими глобальными проблемами, которые можно решить только сообща, как говорится, всем миром?


На нынешнюю сессию Генассамблеи вынесены 150 вопросов — лишь немногим меньше, чем государств в мире. Ооновская трибуна дает возможность заявить о себе, поэтому каждое правительство старается добавить свой пункт в повестку дня. Из–за этого, правда, здание на Ист–Ривер иногда превращается в большую говорильню, за что организацию нещадно критикуют. Но уж если стране удается реализовать свою инициативу, то растет ее авторитет в глазах мирового сообщества, — в дипломатии это особенно важно.


Как известно, белорусы в ООН с момента ее основания и в запутанных коридорах высотки на Манхэттене не теряются. Уже объявлено, что министр иностранных дел Сергей Мартынов, который возглавит нашу делегацию, сосредоточится на продвижении белорусских инициатив. В первую очередь на борьбе с торговлей людьми. Еще одно любопытное и, по–моему, очень актуальное предложение Минска — это сделать так, чтобы все страны имели доступ к передовым энергетическим технологиям — так называемым новым и возобновляемым источникам энергии.


Это актуально, поскольку сейчас в мире разгорелась очень острая дискуссия об изменении климата, о выбросах парниковых газов, которые как раз и дают традиционные источники энергии. Можно сколько угодно призывать развивающиеся страны к сокращению выбросов, но если Запад не поделится своими технологиями, то никто не откликнется. Не потому, что развивающиеся страны такие плохие, а потому, что у них, если, конечно, они хотят стать развитыми, не остается другого выбора.


В декабре в Копенгагене должен быть подписан документ, который заменит многострадальный Киотский протокол. Как показала дискуссия в Нью–Йорке, успех копенгагенского саммита неочевиден. Евросоюз предлагает к 2050 году вдвое сократить выбросы. Две крупнейшие экономики мира и соответственно два самых больших загрязнителя — США и Китай — не во всем согласны с Брюсселем. По крайней мере, Швеция, председательствующая в ЕС, «осталась недовольна» выступлениями Барака Обамы и Ху Цзиньтао.


Связка США и Китай — это серьезная оппозиция любой инициативе, а если уж говорить прямо, то без их согласия вряд ли возможны какие–либо глобальные действия. Не случайно сегодня многие политологи говорят о стихийном возникновении «большой двойки». Мол, на самом деле «большую восьмерку» заменит американо–китайский саммит, а не «большая двадцатка».


Все перечисленные объединения представляют серьезную конкуренцию ООН, хотя и не имеют такого легитимного статуса в решении мировых проблем. Бросается в глаза, что Генассамблея не уделяет достаточно внимания главной, по мнению многих, теме дня сегодняшнего — экономическому кризису. Объяснение простое: в пятницу в Питтсбурге пройдет саммит «двадцатки», который и займется этим вопросом.


Ответом ООН мог бы стать реформированный Совет Безопасности, о чем уже много лет идет речь. Позиция Минска накануне 64–й сессии сформулирована однозначно: «В целом белорусская сторона хотела бы видеть Совет Безопасности более представительным, отражающим современные геополитические реалии, включающим более широкое представительство регионов Африки, Азии и восточноевропейской группы». Восточная Европа в этом контексте упоминается не случайно. За всю историю Беларусь лишь однажды присутствовала в Совбезе в качестве непостоянного члена — в середине 70–х.


Обо всем этом, а также о многом другом будут говорить главы государств, правительств и МИДов с трибуны, в жизни которой было много ярких эпизодов. Но официальная дискуссия — это только верхушка айсберга. Возможно, главные события происходят в местах, укрытых от телекамер. Сергей Мартынов намерен провести переговоры с коллегами из «некоторых государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки». А мировые СМИ гадают, пересекутся ли в кулуарах саммита пути Махмуда Ахмадинежада и Барака Обамы, который, между прочим, обещал, если однажды станет президентом США, начнет прямые переговоры без предварительных условий с президентом Ирана...


Кто–то сравнил ООН с бабушкой, которую все уважают, но никто не слушается. Может, и так. Это, кстати, еще не самое обидное определение. Но одно качество ООН бесценно: здесь, по крайней мере, формально, все государства равны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter