Интроскоп и томограф, профайлинг и биодетектор о четырех ногах: как работает служба авиационной безопасности

Всем бортам удачного полета

На миллион вылетов приходится одна авиакатастрофа — такова статистика ICAO, Международной организации гражданской авиации. Формированию же мнения об авиации как об опасном виде передвижения способствует интерес СМИ к любому инциденту с самолетами. Между тем во всем мире авиационной безопасности уделяется огромное внимание, в нее вкладываются значительные финансы. Накануне Дня работников гражданской авиации корреспонденты «Р» отправились в Национальный аэропорт Минск, желая воочию убедиться в том, что для обеспечения безопасности пассажиров прилагаются максимальные усилия.

В Национальном аэропорту Минск для безопасности пассажиров прилагаются максимальные усилия.

Под присмотром

К встречам с таможенниками и пограничниками в аэропорту все привыкли. А вот работу большинства сотрудников, отвечающих за безопасность, обнаружит не каждый — и это при том, что со стадии покупки билета и до взлета борта мы и наши вещи становимся объектами пристального внимания и человеческих глаз, и хитроумной техники. Чем же они занимаются и как умудряются оставаться практически незамеченными?


— Авиационная безопасность — это состояние защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, — приводит международное определение Владимир Дранников, начальник службы авиационной безопасности Национального аэропорта Минск. — Обеспечение авиабезопасности — это весьма обширный комплекс задач, решением которых в аэропорту занимается несколько служб общей численностью около 500 человек. Это и отряд военизированной охраны, и центр видеонаблюдения, и, конечно же, служба авиационной безо­пасности. Основная задача нашей службы заключается в том, чтобы на борт самолета не попало ничего, что может создать угрозу безопасности полета, жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа. Начинается все с предполетного осмотра пустого воздушного судна, которое готовится к вылету, чтобы убедиться, что там нет ничего постороннего. Затем осуществляются досмотр, охрана и сопровождение буквально всего, что поступает на борт: пассажиров и их багажа, ручной клади, почты, груза, бортового питания и припасов — подголовников, пледов, журналов и прочего.

Владимир Дранников.

В службе авиационной безопасности два подразделения: досмотра и кинологическое. На службе состоят различные породы собак: бельгийские и немецкие овчарки, лабрадоры и даже кокер-спаниель, обученные поиску взрывчатых веществ. Пассажиры иногда могут видеть их в здании аэровокзала во время патрулирования. Хотя кинологи со служебными собаками редко появляются в большом потоке людей, где много отвлекающих факторов. Наравне с детекторами следов взрывчатых веществ эти хвостатые биодетекторы привлекаются к работе по исследованию предметов, вызывающих обоснованное подозрение. Они же помогают определить, не таят ли опасность бесхозные предметы.

Бельгийская овчарка Крис проверяет бесхозную сумку в поисках взрывчатых веществ.

— Это головная боль любого транспортного узла, — заверяет Владимир Александрович. — В течение года здесь бывает до 500 случаев обнаружения таких вещей. Люди просто оставляют сумки и уходят, скажем, покурить, уповая на честность окружающих и свою непогрешимость. Между тем подобное безответственное поведение создает массу проблем для служб безопасности, отвлекая большое число сотрудников от решения других, более важных, задач. Ведь любой оставленный без присмотра предмет рассматривается нами как потенциально опасный. Неоценимую помощь в таких ситуациях оказывает разветвленная система видеонаблюдения аэропорта, включая камеры с функциями видеоаналитики, настроенные на поиск бесхозных предметов. Если некий объект определенное время не шевелится и не передвигается, он выделяется тревожным сигналом. Оператор сразу принимает меры: хозяина ищут, к оставленным предметам прибывают сотрудники милиции и службы авиабезопасности. 

Вылетающий из Национального аэропорта пассажир проходит шесть видов контроля: авиационной безопасности, пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный — если путешествует с четвероногим питомцем, фитосанитарный, если не может расстаться с любимой геранью. А его багаж пройдет целых пять уровней безопасности!

Аппарат измерит температуру тем, кто проходит посадку.

Теоретически каждого пассажира можно досмотреть вручную: ощупать карманы, заставить разуться, открыть чемодан и переворошить вещи. Однако на это уйдет слишком много времени. К тому же подобная процедура вряд ли оставит приятные воспоминания. Службе авиабезопасности приходится решать две практически взаимоисключающие задачи: при высоком уровне безопасности обеспечивать большую пропускную способность, создавая при этом максимально возможный комфорт для пассажиров. 

— Национальный аэропорт Минск оснащен по последнему слову техники. Воздушные гавани, где имеется такой перечень типов разнообразного современного досмотрового оборудования, во всем мире на пальцах сосчитать можно! — не скрывает гордости Владимир Дранников. — Все процедуры досмотра на авиационную безо­пасность построены на каскадном последовательном использовании технических средств, основанных на различных физических принципах. Недостатки одной техники компенсируются преимуществами другой.

Наше взаимодействие со службой авиа­безопасности начинается еще на этапе приобретения билета. В кассы сейчас ездят немногие, гораздо проще обзавестись им через интернет. Сведения же о пассажире сразу поступают в соответствующую информационную систему аэропорта. В качестве подтверждения покупки он получает двухмерный штрихкод, в котором содержится информация о рейсе, времени, направлении вылета. Его можно использовать для саморегистрации, сдачи багажа и даже прохода на борт самолета. Распечатывать не обязательно — достаточно хранить в памяти мобильного телефона. Ошибки при этом практически полностью исключаются. Если вы перепутали, например, дату, время вылета, пункт досмотра или выход на посадку, система просто не разрешит вам ошибиться. Это позволяет избежать инцидентов, подобных тому, когда два человека с похожими фамилиями чуть не улетели в Варшаву не своими рейсами. Ничего страшного, конечно, не произошло, но оба рейса были задержаны, пока оба пассажира не заняли свои места в своих самолетах. Ведь путешествие багажа без своего владельца строго запрещено! Если вы зарегистрировались и сдали багаж, но не явились на посадку, самолет никуда не улетит, пока ваши вещи не снимут. Таково одно из требований международной авиационной безопасности.

— Все требования и ограничения, касающиеся авиабезопасности, возникли на основании реальных или потенциальных террористических угроз, на основе опыта, иногда горького, — заверяет Владимир Александрович. — Например, почему сейчас досматривают обувь? Потому что в 2004 году была предпринята реальная попытка взрыва самолета с помощью взрывного устройства, спрятанного в ботинке. Люди не очень любят снимать обувь, это достаточно интимная процедура, которая к тому же отнимает много времени. Так для обеспечения должного уровня безопасности и создания комфорта для пассажиров у нас появились автоматические сканеры обуви. 

Запрет на провоз более 100 миллилитров жидкости в ручной клади появился вместе с изобретением жидкой взрывчатки, которую достаточно тяжело обнаружить. Кстати, сейчас уже существует оборудование для эффективного контроля провозимых жидкостей. По мере массового оснащения всех аэропортов таким оборудованием запрет на провоз жидкости более 100 миллилитров в ручной клади будет постепенно сниматься. 

Специальные лотки выполняют еще и функции рамки шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади.

По последнему слову техники

Итак, вы прошли регистрацию, сдали багаж и проследовали на пункт предполетного досмотра. Из-за красного и зеленого коридоров в торце помещения многие считают, что это вотчина таможни, — и ошибаются. Вас встречает приветливая девушка, которая просит предъявить паспорт и посадочный талон. Это проверка вашего права пройти на борт воздушного судна, но не только: одновременно инспектор службы авиабезопасности выполняет функции профайлера и оценивает ваши поведенческие характеристики. Кстати, почти две трети таких инспекторов — дамы, ведь у них более развита интуиция, они наблюдательны и хорошие психологи. Если пассажир проявляет признаки нервозности, неоправданно взволнован или не может вразумительно ответить на обычные для добропорядочного пассажира вопросы, то он удостоится повышенного внимания со стороны всех инспекторов группы досмотра. 

Следующий инспектор ждет пассажира на модулях, где происходит выкладка вещей, рассказывает, что следует положить в специальные лотки. Размер их не случаен: они выполняют еще и функции рамки-шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади. Если чемоданчик, который вы выбрали в качестве ручной клади, туда не поместится, значит, придется сдать его в багаж. Часы, ремни, шляпы, электронные устройства — все это следует снять для быстрого и максимально комфортного прохождения процедуры, а также минимизации тактильных контактов между инспектором и пассажиром, что по нашим пандемическим временам тоже важно. 

Все вещи поступают для проверки в интроскоп, или рентгено-телевизионную установку. Она «видит» сквозь оболочку багажа все, а особое внимание обращает на органические предметы, ведь взрывчатка — это тоже органика. Система автоматического обнаружения угроз дополнительно выделит для инспектора красным те предметы, которые могут быть взрывчаткой, а могут быть и сыром, шоколадом или колбасой из вашей ссобойки. Выяснить истину поможет дополнительный досмотр. Тогда-то и наступит черед четвероногих помощников с их безошибочным нюхом или детекторов следов взрывчатых веществ. 

Рентгено-телевизионная установка «видит» сквозь оболочку багажа все, а особое внимание обращает на органические предметы.

По пути в вожделенный Duty free пассажиры проходят как минимум через два устройства: арочный 60-зонный металлодетектор колонного типа и сканер персонального досмотра. Информация для тех, кто боится всяческих излучений: сканер в тысячи раз безобиднее обычного мобильного телефона. Длина его волны близка к длине волны инфракрасного излучения, источником которого являются и наши с вами тела, на чем, собственно, весьма упрощенно и основан принцип его действия. Миллиметровые радиоволны сканера проникают сквозь одежду и поглощаются телом, отражаясь от иных предметов. На экране монитора сканер показывает все «лишние» предметы на теле человека независимо от их физической природы. 

Сканер персонального досмотра показывает все «лишние» предметы на теле человека.

В некоторых случаях пассажира могут пригласить и на сканер обуви. Если тот не усмотрит ничего интересного, можно забирать вещи и двигаться дальше. Если подозрения не исчезнут, придется возвратиться, снять обувь, положить ее в лоток и отправить в интроскоп. 

К слову, изображение с него транслируется одновременно и на мониторы сотрудников таможни, что значительно экономит время и избавляет от повторного досмотра. Красный и зеленый коридоры уже ждут…

— Если не знаете точно законов страны — выбирайте красный коридор, — наставляет Владимир Александрович. — Там вам подскажут, нужно ли декларировать то, по поводу чего у вас есть сомнения, или отправят в зеленый коридор. Это лучше, чем нарушение таможенного законодательства, которое вы можете совершить, ступив по незнанию в зеленый коридор с предметом, подлежащим декларированию… 

После прохождения паспортного контроля пассажиры попадают в так называемые гейты, где и ждут посадки на свой рейс. Согласно требованиям авиационной безо­пасности, на борт их пропускают те же агенты, которые регистрировали на рейс. Как правило, у них хорошая зрительная память, помогающая исключить подмену пассажира. В роли агентов выступают также автоматизированные посадочные ворота, к считывателю которых следует поднести штрихкод посадочного талона в любом виде — хоть бумажном, хоть электронном. 

Осторожнее с сувенирами!

Запрещенные вещи в ручной клади попадаются из-за рассеянности или невнимательности пассажиров: например, завалившиеся за подкладку сумочки маникюрные ножницы или пилочка для ногтей. Хотя с недавнего времени, к большой радости путешественниц, эти предметы уже не являются запрещенными для проноса в салон самолета. Но встречаются и позагадочнее, в учебном центре для инспекторов впору устраивать экспозицию из изъятых объектов. Например, 20-сантиметровый клинок, извлеченный из трости престарелой бабушки. Она клятвенно заверяла, что купила такую палочку в аптеке… 

— Однажды в чемодане лучи рентгена высветили предмет, весьма схожий с гранатой Ф1, — вспоминает начальник службы авиационной безопасности. — Нашли хозяина, вскрыли багаж… Оказалось, он вез в подарок такой сувенир — в виде муляжа гранаты. Ну неужели Беларусь славится именно этим? Для заграничных друзей выберите сувенир из того, с чем действительно ассоциируется наша страна: изделия из льна, соломки, керамики, да и не только… Ни в ручной клади, ни в багаже лучше не перевозить то, что хотя бы внешне напоминает оружие и боеприпасы. 

Кстати, о багаже… Пока хозяева проходят разные виды контроля, чемоданы по наклонному конвейеру едут в багажное отделение, где работает автоматическая система обработки багажа. Там они обязательно проходят через томограф, который строит 3D-изображение их богатого внутреннего мира. Специальный лазерный считыватель штрихкода определяет, каким рейсом летит багаж, «привязывает» к нему изображение томографа и сбрасывает в нужный склиз — наклонный контейнер, куда поступает багаж одного определенного рейса. Оттуда его загружают на тележки и отвозят к самолету. 


Каждое 3D-изображение, которое формирует томограф, просматривает несколько пар внимательных глаз. Несколько групп инспекторов службы авиабезопасности за ограниченное время анализирует разные характеристики багажа, чтобы определить, нужен ли чемодану дополнительный досмотр со вскрытием. В подобном случае он по конвейеру, а затем и на лифте отправится в специальную комнату в зоне вылета, где эту процедуру проведут в присутствии владельца. В багажном отделении имеют дело исключительно с закрытым багажом! 

Линии с прилетевшими чемоданами стоят отдельно. Для службы безопасности они уже не представляют интереса, ведь рейс благополучно завершился. А вот для транзитного и трансферного багажа путешествие еще не закончилось. Эти чемоданы ждет дорога по транзитной линии к другому самолету, но только после обязательного повторного досмотра. 

И еще кое-что об авиации: самолеты — один из наиболее безопасных видов транспорта. 

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter