Все у нас получится

Квартал «Лебяжий» и гостиница «Пекин» — два проекта, которые компания BUCC осуществляет в нашей стране...

— Два года назад я был в Беларуси. Белорусский народ и ваша замечательная природа произвели на меня огромное впечатление, — говорит председатель совета директоров китайской строительной компании BUCC (Beijing Uni–Construction Group) Чжан Гуйлинь. — Поэтому то, что мы сейчас строим в Минске, для нас вопрос престижа. Мы хотим создать осязаемые образцы китайско–белорусской дружбы.


Слово «Лебяжий» дается Чжан Гуйлиню нелегко — вполне понятные трудности языка. Зато название «Пекин» он произносит без запинки (хотя по–китайски название столицы Поднебесной звучит иначе). Квартал «Лебяжий» и гостиница «Пекин» — два проекта, которые компания осуществляет в нашей стране. Разговор о них и планах на будущее (BUCC «готова и дальше строить в Минске и других городах Беларуси») проходит в просторном офисе компании на двенадцатом этаже, из окон которого открывается прекрасный вид на олимпийские объекты Пекина. Чжан Гуйлиня внимательно слушают Глава Администрации Президента Беларуси Владимир Макей и представительная делегация из нашей страны.


— Серьезных расхождений и проблем у нас нет, — скажет чуть позже Владимир Макей, имея в виду и эти проекты в частности и белорусско–китайские отношения в целом. — Есть некоторые вопросы, которые мы и будем решать во время консультаций.


Чжан Гуйлинь между тем рассказывает о китайской специфике белорусских объектов, цель — «сочетать китайский и белорусский колорит», а в случае с гостиницей «Пекин» «постараться сохранить прежний ландшафт», но в то же время «показать, что такое настоящее китайское садово–парковое искусство». Компания BUCC входит в первую сотню крупнейших строительных компаний Китая, в ней работают более 10 тыс. человек, стоимость годового производства порядка 3,17 млрд. долларов США. Так что и компания серьезная, и планы большие.


Впрочем, обширные планы в Беларуси не только у BUCC. Из кредитной линии в 16 млрд. долларов США, предоставленной китайским правительством, сегодня в стадии освоения пять. С одной стороны, сумма немалая и результаты уже вполне осязаемы: модернизация Минских ТЭЦ–2 и ТЭЦ–5 и цементной отрасли Беларуси, грузовые электровозы и участие в создании интеллектуальной транспортной системы в Минске, Лукомльская и Березовская ГРЭС тоже финансируются за счет китайских кредитов, также будут электрифицироваться участки железной дороги Гомель — Жлобин — Осиповичи и Жлобин — Калинковичи. Подобных примеров еще немало, но все эти кредиты — не прямые инвестиции, как хотелось бы нам, а связанные: деньги даются под конкретные проекты (что, в принципе, неплохо), но с определенными условиями (что сужает поле для маневра, если таковой белорусской стороне понадобится). Вот о каком парадоксальном явлении сказал Владимир Макей:


— По нашим подсчетам, прямых белорусских инвестиций в Китай больше, чем прямых китайских — в Беларусь. Это не совсем нормально, особенно с учетом разницы в размерах наших экономик. Поэтому мы заинтересованы в размещении передовых китайских производств в Беларуси.


Речь в первую очередь идет о Белорусско–китайском индустриальном парке, указ о создании которого Президент Беларуси подписал вчера.


— Беларусь в реализации этого проекта заинтересована чрезвычайно, — признает Владимир Макей и уверенно добавляет: — Парку быть!


Он даже сообщил китайским журналистам, что они о подписании соответствующего указа узнали раньше белорусских коллег (не считая, конечно, вашего корреспондента, который на этой пресс–конференции тоже присутствовал) — буквально через полтора часа после подписания.


— Придут новые современные передовые технологии, ряд новых производств. Этот парк полностью отвечает интересам нашего государства, — говорит Владимир Макей.


За несколько минут до начала этой пресс–конференции мне удалось поговорить с генеральным директором ОАО «Горизонт» Юрием Предко. Его предприятие (имеющее, кстати, длительный и весьма позитивный опыт сотрудничества с Китаем), как планируется, станет одним из партнеров управляющей будущим парком компании:


— Многие, думая про индустриальный парк, представляют себе заводы и дымящиеся трубы. Но наш парк — это совсем другой случай. Это в первую очередь парк — много зелени, отличная экология. Он будет состоять из трех частей: жилых кварталов, рекреационной зоны и собственно предприятий. За образец мы взяли Китайско–Сингапурский парк в Сучжоу. Так вот вам пример: в городе Сучжоу, где живут 11 млн. человек, 17 (!) индустриальных парков, и 80% ВВП этого города дает электроника, которую как раз в этих индустриальных парках и производят. Мы тоже так можем.


Между прочим, город Сучжоу, на опыт которого ссылается Юрий Предко, один из самых туристических в Китае, его классические сады внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, так что с экологией здесь все очень даже, несмотря на почти два десятка индустриальных парков. Кстати, завтра делегация во главе с Владимиром Макеем посетит Сучжоу и Китайско–Сингапурский парк, чтобы увидеть все собственными глазами и по возможности перенести передовой опыт на белорусскую землю. Все у нас получится — вот увидите.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter