Все реки текут

Беларусь продолжит улучшать инвестиционное законодательство

Для того чтобы увеличить приток иностранных капиталов, Беларусь продолжит совершенствовать инвестиционное законодательство

Когда речь заходит об иностранных инвестициях, принято оперировать крупными суммами и говорить об инвестиционном климате страны. Но для прямых финансовых вливаний важен не только уровень макроэкономики. Значительная часть факторов, которые инвесторы учитывают при принятии решений, находится на уровне отраслей и местных администраций. Понимая этот аспект, в стране сегодня национальное инвестиционное законодательство активно подгоняют под «вкусы» западных финансистов. Принятый в августе минувшего года президентский Декрет № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», по оценкам специалистов, спровоцировал всплеск активности.

Вопрос, как превратить скромный инвестиционный ручеек в бурный финансовый поток, сегодня нельзя назвать праздным для большинства стран мира. Кризис доверия, вызванный мировыми экономическими неурядицами, породил достаточно серьезную для экономик многих государств проблему: сокращение притока иностранных капиталов. К Беларуси это не относится. По данным Минэкономики, в январе—августе нынешнего года на развитие экономики и социальной сферы страны было направлено Br 29,9 трлн. инвестиций в основной капитал. Как отмечает начальник главного управления инвестиций ведомства Сергей Трофимович, из этой суммы Br 15,3 трлн. пришлось на строительно-монтажные работы, Br 11 трлн. — на приобретение транспорта, технического оборудования. Что примечательно, на фоне ближайших соседей инвестиционная картина в Беларуси сегодня выглядит наиболее радужной. По подсчетам специалистов, темп прироста инвестиций в основной капитал по итогам первых восьми месяцев года составил 106,3 %. В то же время в Украине аналогичный показатель оказался отрицательным — 92,6 %. Такова же картина в Молдове (96,4 %) и Казахстане (97,3 %). Приток капиталов в России составил 102,8 %. Рекордсменом же в части финансовой привлекательности оказалась экономика Азербайджана – по сравнению с минувшим годом инвестиционный портфель этого государства увеличился на 111,3 %.

Достаточно неплохо выглядит и важнейший экономический параметр Беларуси – соотношение инвестиций и ВВП. В январе—августе он достиг 30,2 %. Вместе с тем нельзя не отметить, что немалый процент вкладываемых в национальную экономику капиталов имеет «внутреннее» происхождение. За первое полугодие в национальную экономику поступило $ 4416,2 млн. иностранных инвестиций, из них к прямым относится $ 2657,1 млн. Все что «сверху» – это капиталы от лизинговых сделок, кредитов и займов, полученные на внешних рынках. «Наибольший объем иностранных инвестиций был привлечен в транспортную сферу — это примерно $ 2,2 млрд. В промышленность пришло порядка $ 1 млрд., в торговлю и общественное питание — $ 689 млн.», — поясняет Сергей Трофимович. По итогам года, как прогнозируют в Минэкономики, показатель притока иностранных инвестиций может вырасти до $ 5 млрд.

Итоги президентского Декрета № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» сегодня в Минэкономики оценивают сдержанно. По словам специалистов, еще рано делать какие-либо серьезные выводы, но вместе с тем оптимистичные подвижки налицо. После либерализации инвестиционного законодательства в стране зарегистрировано 255 инвестиционных договоров на сумму около $ 11 млрд. Это, разумеется, еще не случившиеся сделки, и не факт, что некоторые из них будут завершены до конца, но в Минэкономики рассчитывают на благосклонность иностранного капитала. «Вместе с тем государство намерено увеличить преференции зарубежным инвесторам. С этой целью в Декрет № 10 планируется внести ряд дополнений, чтобы сделать условия для инвестирования еще более привлекательными. К тому же в настоящее время готовится новая редакция Инвестиционного кодекса Беларуси», — поясняет Сергей Трофимович.

Как отмечают в Минэкономики, стране необходимо активнее привлекать деньги в логистическую сферу, сельское хозяйство, энергетику и сектор услуг. Что примечательно, предпосылки для этого есть – ожидается, что в страну потекут китайские инвестиции. По предварительным оценкам, на реализацию ста с небольшим проектов КНР может направить в Беларусь порядка $ 13—15 млрд. В числе примеров в Минэкономики называют строительство в Беларуси крупного завода беленой целлюлозы, завода кальцинированной соды, реконструкцию Березовской и Лукомльской ГРЭС, а также строительство крупного логистического центра в Национальном аэропорту Минск. Примечательно, что китайский вектор в инвестиционной политике государства обозначился у нас не случайно: сработал принципиально новый для Беларуси инструмент привлечения капитала — инвестиционный агент. Дело в том, что вдогонку Декрету № 10 в стране был подписан еще один документ — Указ № 413, который впервые ввел в национальное законодательство этот институт. По задумке, инвестагенты — это физические или юридические лица, которые не только должны иметь практический опыт по самостоятельной и успешной реализации инвестиционных проектов в стране, но и иметь обширные деловые связи за рубежом и на равных вести переговоры с топ-менеджерами крупных компаний. По словам Сергея Трофимовича, введение в стране подобного механизма привлечения инвестициций пока оказалось оправданным. В настоящий момент статус инвестагента получили 7 компаний, и, по крайней мере, один из них серьезно поспособствовал в установлении контактов со своими китайскими партнерами.

Как показывает международная практика, помочь привлечению иностранных инвесторов могли бы не только посреднические компании, но и специализированные агентства. Такие структуры помогают решить главную проблему — значительно сократить сроки инвестпроекта. Для этого достаточно к каждому крупному инвестору прикрепить проектного менеджера. Судя по опыту Китая, персональная ответственность за развертывание прикрепленного инвестпроекта способна творить чудеса. По этому пути пошли и в Беларуси – в минувшем году Декрет № 10 наделил новыми полномочиями РУП «Национальное инвестиционное агентство». Главная цель структуры, которая работает уже несколько месяцев, — продвигать инвестиции, создавать положительный инвестиционный и приватизационный имидж страны и сопровождать продажи. Как отмечают специалисты, такие агентства эффективны при условии, что это будет современное подразделение с хорошо образованным штатом менеджеров, которые не просто ждут приезда инвесторов, а сами занимаются их поиском, постоянно улучшают и продвигают инвестиционные возможности и проекты региона, создают готовые промышленные площадки.

В настоящий момент специалисты «Национального инвестиционного агентства» заняты подготовкой Белорусского инвестиционного форума, который пройдет в ноябре в Германии в городе Франкфурт-на-Майне. «Практику проведения национальных инвестиционных форумов можно признать достаточно удачной, — говорит Сергей Трофимович. — Например, на Лондонском форуме в ноябре 2008 года белорусские представители определили более 20 договоренностей с иностранными инвесторами». Планируется, что в форуме примут участие около 500 человек, не менее 350 из них — представители зарубежных компаний.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter