Все мы — родные люди...

Взгляд на октябрь политолога Олега Буховца, доктора исторических наук

В день 65–летия уничтожения фашистами Минского гетто Президент, беседуя с участниками траурной церемонии на мемориале «Яма», заметил, что белорусов, спасавших в годы оккупации евреев, было много больше, чем указано в задокументированных списках Праведников народов мира. Действительно, хотя уже и прошло более 65 лет после этой и других трагедий Холокоста, немало и ныне найдется в Беларуси тех, кто может поведать семейные предания о помощи евреям. По крайней мере, история моего рода позволяет с полной определенностью говорить о том, что список Праведников мог бы быть пополнен фамилией моих покойных бабушки и дедушки — Ясевич.


Известна цепкость детского восприятия, в результате которой те или иные слова и события остаются в памяти человека на всю последующую жизнь. Для моей мамы таковыми стали слова пожилой еврейки, одной из тех, семьям которых мои дедушка и бабушка в начале Великой Отечественной неоднократно предоставляли приют в своем доме (небольшой хутор в километрах 6 от Мира). Вот эти слова, которые навсегда врезались в мамину память. Обведя взором всю свою большую семью (человек 8), затем хозяев и их детей, женщина, тяжело вздохнув, произнесла: «Нами расчинят, а вами замесят...» Несмотря на свои неполные 12 лет, мама поняла, что еврейская женщина предвещает нечто непонятно–страшное, и аналогия с изготовлением хлеба только усиливала смутную тревогу... Немного отдохнув, постояльцы через пару дней ушли: хутор был в опасной близости от большой дороги.


Понадобилось совсем немного времени, чтобы смысл того пророчества стал, увы, проясняться. В жуткой истории массового уничтожения евреев в окрестностях соседней Городеи (ныне на том месте воздвигнут памятник). Вместе с другими детьми мама ходила потом на их братскую могилу, земля на которой, как рассказывали, некоторое время даже шевелилась. В огромную яму вместе с мертвыми бросали и раненых... Другое страшное «пояснение» смысла пророчества маме и ее близким принесла весна 1942 г., когда в соседней деревне Бурдевичи была расстреляна вся большая семья ее родной тети. Непреходящие тревога и страх за жизнь в таких условиях выход находили в усилении религиозной веры и надежды на небесное заступничество. И без того набожная бабушка велела детям каждый день молиться о том, чтобы пережить ночь и проснуться живыми.


С точки зрения исторической судьбы евреев Беларусь очень заметно отличается от других стран Центральной и Восточной Европы. Так, во время нацистской оккупации именно в Белоруссии евреи в значительно меньшей мере, чем в других регионах, были изолированы от титульной нации. Известно, что, столкнувшись с «нежелательными» антинемецкими настроениями белорусского населения, возникшими в связи с началом уничтожения евреев, нацисты вынуждены были существенно «скорректировать» его масштабы именно для Белоруссии. В результате на середину 1942 г. здесь оставалось в живых еще 75 процентов евреев, тогда как в соседних Литве — 12 процентов, Латвии — 7, а в Эстонии были уничтожены уже вообще все... Это обстоятельство было судьбоносным для многих десятков тысяч белорусских евреев, сумевших разными путями убежать из гетто. Весьма впечатляющим примером тому могут служить соответствующие данные историка Э.Г.Иоффе, согласно которым, в частности, из почти полутора тысяч евреев — партизан Лидской зоны — 88 процентов вырвались в разное время из гетто.


За объяснением этой «белорусской особенности» ходить далеко не нужно. Это, если использовать формулировки специалистов, и проявление исторически сложившийся «высокой культуры межнациональных отношений». И результат того, что «основной чертой белорусской национальной культуры является духовная многоконфессиональность». Равно как и проявление «давней традиции» белорусов жить «в относительной гармонии» с поляками, евреями, русскими, татарами и литовцами. Православных — с католиками, мусульманами, караимами и протестантами. В связи с последним, особенно в контексте торжественно отмеченного 1020–летия принятия христианства, нельзя не отметить следующее. Отличительной чертой «белорусской конфессиональности» является отсутствие в ней воинствующих черт. Ведь при всем том, что обе основные конфессии — православные и католики в Средневековье и Новое время нередко противостояли друг другу (напомним, как власти Речи Посполитой и Российской империи вели «под уздцы» массу верующих вначале в унию, а затем — из нее), в Новейшее время эти раздоры не перешли. В этом — характернейшая черта современной Беларуси, выгодно отличающая ее от других постсоветских и постсоциалистических стран. И белорусскому обществу и государству нужно и в дальнейшем заботливо культивировать эту нашу особенность, укреплять дух согласия и солидаризма этнических групп и конфессий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter