О донорстве

Все мы братья по крови

Когда жизнь в операционной повисает на волоске, многое решает незримо присутствующий в ней человек...

Когда жизнь в операционной повисает на волоске, многое решает незримо присутствующий в ней человек. Тот, кто сдал свою кровь для переливания и чье имя никогда не узнают ни врачи, ни пациент. Недаром донорство крови называют высшим актом милосердия. Но если сегодня доноров у нас обеспечивают финансовыми и правовыми гарантиями (за каждые 450 мл выплачивают 438 тысяч компенсации плюс 2 дня оплачиваемых выходных), то из 193 стран ООН в 62 самых развитых этот акт — совершенно безвозмездный. И наши медики ратуют за то, чтобы также несколько сместить акценты. Первыми безвозмездными донорами стали 70 студентов БГМУ, руководство вуза и главный трансфузиолог страны профессор Геннадий Хулуп.


Студентка 3–го курса лечебного факультета Жанна Жаворонкова пришла на акцию «Донация крови — это дар жизни» не одна, а с лучшей подругой:


— Мы обе хорошо понимаем, насколько важна донорская кровь для лечения детей с лейкозами, онкологическим больным, женщинам при осложнениях во время родов. И вообще, считаем донорство признаком хорошего тона.


— К сожалению, никто из моих друзей сюда сегодня не пришел, — признает четверокурсник Александр Ермак. — Но, уверен, они станут донорами в будущем. Нормальный думающий человек должен хотя бы иногда делать что–то для других...


Геннадий Хулуп тоже убежден: это только первый шаг. Хотя медики уже готовы выступить с новой инициативой перед законодателями. По словам профессора, кровь, отдаваемая с душой, а не за деньги, имеет совершенно другие качественные характеристики. И этому есть простое объяснение, никаких чудес. Увы, случается, в станции и отделения переливания крови — а их в стране 55 — приходят, чтобы не только сдать кровь, но заодно подлатать дыру в бюджете или отдохнуть от работы. Скрывают наличие заболеваний, пренебрегают рядом противопоказаний и т.д. А потом лаборатория бракует эту кровь. Происходит такое примерно в 1 проценте случаев. Хорошо, что координаты гражданина остаются в единой компьютерной базе, а потому впредь такой донор будет отклонен...


С 1982 года уже более миллиона белорусов поделились своей кровью, а действующих доноров нынче — 270 тысяч. И, конечно, возникает вопрос: не уменьшится ли их число, если будет решено все–таки перейти на принцип безвозмездности? Но Геннадий Яковлевич не видит в этом проблемы: «Во-первых, общество нужно подготовить и быть уверенным в его поддержке. Во-вторых, запасов крови всех групп, даже сложных видов, достаточно, чтобы быть готовыми даже к самым экстремальным ситуациям». Имеется более 56 тысяч почетных доноров — оплот нашей трансфузиологии. Поэтому–то медики предлагают совершить переход плавно. Через подобные акции, через личный пример, увеличивая круг единомышленников. Одним из них, к слову, стал корреспондент «СБ», который покинул здание медуниверситета с повязкой на руке и чувством выполненного человеческого долга.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №99 (24236). Суббота, 1 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter