Система госсоцзаказа нуждается в доработке

Все как по заказу

Государственный социальный заказ — практика новая и переживающая естественные проблемы роста. В идеале он должен расширить палитру и объемы социальных услуг, задействовав возможности негосударственных некоммерческих организаций, субсидируя их услуги. На 1 июля в целом по стране насчитывалось 39 таких договоров — в основном с Белорусским обществом Красного Креста, сестры милосердия которого помогали одиноким пожилым или людям с инвалидностью на дому. У других общественных организаций, несмотря на большой интерес к новой форме, такое партнерство с государством за редким исключением пока не столь успешно.

Например, клубный дом «Открытая душа» Белорусской ассоциации социальных работников, занимающийся поддержкой и адаптацией молодых людей с психическими заболеваниями, смог проработать по госсоцзаказу всего шесть месяцев, да и то в 2014 году. Потом в субсидии было отказано, потому что категории таких подопечных было разрешено посещать государственные отделения дневного пребывания при территориальных центрах социального обслуживания населения. Пусть и методы работы, и подходы к адаптации у двух учреждений разные, по формальному признаку оказалось, что клубный дом как бы дублирует госуслугу, а потому не может претендовать на финансирование государством. Хотя как раз тот случай, когда для одной категории нуждающихся создано разнообразие форм помощи и каждый может выбрать тот вариант, который ему подходит больше.

Елена Бойко, специалист по социальной работе Белорусской ассоциации помощи детям–инвалидам и молодым инвалидам, формулирует так: «Мы не составляем конкуренцию государству, мы дополняем, предлагаем другие варианты оказания соцуслуг в зависимости от потребности в регионе». Надо сказать, что часть инновационных форм, закрепленных сейчас на законодательном уровне, были «обкатаны» и пролоббированы в свое время именно общественными организациями — это и дневная занятость для людей с инвалидностью, и социальная передышка, и сопровождаемое проживание. Но ведь и тут есть куда расти. Например, можно организовывать передышку на дому, а не в интернатах, помогать в самостоятельном проживании, исходя не из законодательно лимитированного времени, а из реальной потребности человека, оказывать услуги няни, которые не всегда имеются в том объеме и в тех местах, где в них есть потребность. А ведь есть еще и сопровождаемое трудоустройство, которое пока в основном опробовали лишь общественники...

В общем, поле для деятельности по соцзаказу есть. Но вот с примерами у БелАПДИиМИ пока негусто, хотя ее региональные первичные организации имеют статус юрлиц и могут участвовать в конкурсе на предоставление соцуслуг. Камень преткновения уже в том, что конкурсные заявки должны быть представлены как минимум от двух претендентов, а второго желающего в регионе может просто не быть. Сейчас, например, ассоциация начала проект по улучшению доступа к соцуслугам для людей с инвалидностью, который предполагает не только внедрение новых доступных предложений, но и то, что первичные организации перейдут из когорты потребителей в стан поставщиков услуг. И вопрос привлечения финансов тут один из ключевых.

Другие организации также сталкиваются с проблемами. Например, местные власти как заказчик услуг предлагают исполнителю сначала выполнить работу за свой счет, а уже потом покрыть его расходы. Но у общественников, часто живущих лишь на взносы, просто нет нужного финансового ресурса. Или поддержку обещают оказать лишь на год, а как потом бросить на произвол судьбы людей, получавших помощь?

Еще один вопрос — госфинансирование проектов. Если при оказании соцуслуги оплачивается только заработная плата сотрудников, и это оправдано, если речь о помощи на дому, то реализация проекта, например по социальной передышке, требует трат на аренду помещения, мебель, «коммуналку» и прочее. И средства для этого организация должна привлечь со стороны. О том, что это крайне сложно, говорит тот факт, что сейчас у нас в стране по госзаказу не реализуется ни одного социального проекта...

Все эти, да и другие моменты, всплывшие на практике, вылились в целый ряд предложений по совершенствованию механизма соцзаказа. Какие из них войдут в новую редакцию Закона «О социальном обслуживании», пока неизвестно — документ еще на стадии согласований. Заинтересованные в надежде на новации ждут его с нетерпением. Надо сказать, за последние годы система соцуслуг у нас значительно расширилась. Много нового предлагают и госучреждения, и общественники, и даже частная инициатива — появился первый частный дом–интернат для престарелых и инвалидов «Семейный причал» в Минской области, детсад для детей с аутизмом в Минске, на днях в Боровлянах открылся пансион социальной передышки. Хорошо отлаженная система государственно–частного партнерства могла бы дать сфере новый толчок для развития.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 192 (25074). Четверг, 6 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter