Все четыре петушка

Как крестьянину подзаработать?Вырастить картошку, продать мясо, молоко – это традиционный заработок крестьянина. Трудный и весьма недоходный. А чем еще может поправить свое материальное положение сельчанин? Во всем мире бурный рост переживает сельский туризм. Сельские жители сдают горожанам комнаты, предоставляют туристические услуги. В Германии дошло до того, что крестьяне превратили сеновалы в гостиницы и зарабатывают на этом хорошие деньги. Сегодня на «сенной экзотике» начали активно зарабатывать и белорусы. Причем «сеновалы» построены с размахом – двухэтажные, со вкусом и выдумкой.

С чего начать такой бизнес?
– Вы должны быть сельским жителем, прописаны в своей деревне, иметь дом (зарегистрированный в БТИ), участок земли и вести частное хозяйство, – рассказывает председатель правления белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, которая стояла у истоков зародившегося пять лет назад белорусского сельского туризма. – Если все эти условия соблюдены, то можете смело идти в сельсовет и писать заявление о том, что собираетесь заниматься сельским туризмом.
Заключив договор, можно сдать туристам свободные комнаты, угощать их с личного подсобного хозяйства, организовывать экскурсии и оказывать услуги трансфера. Специальным Указом Президента Беларуси человек, занимающийся сельским туризмом, освобождается от всех видов налогов и сборов до 2010 года. Такие льготы объясняются тем, что сельский туризм способствует развитию не только конкретного хозяйства, но и белорусского села в целом.
Крестьянин в Интернете
Если человек решил заняться сельским туризмом, то ему необходимо знать и стандарты, и психологию, и основы туристического маркетинга, чтобы турист предпочел именно его усадьбу для своего отдыха. Необходима и правовая грамотность. Весь этот комплекс знаний крестьяне могут приобрести на семинарах, которые проводит общественное объединение «Отдых в деревне».
Но, допустим, я научился искусству сельского туризма. Однако как про глухую деревню, где есть чудесный домик с живописными местами и хрустально чистым воздухом, узнают мои туристы? На помощь опять же придет общественное объединение «Отдых в деревне», которое бесплатно разместит на своем сайте информацию про мою туристскую хатку.  И узнать про нее в Интернете через один из поисковиков потенциальному туристу, считай, минутное дело.
Но опять вопрос. Ведь чтобы свершилось планов громадье, нужно и громадье денег. А проценты по кредитам очень кусачие. Белорусское государство и здесь пришло на помощь крестьянам. Государственным «Белагропромбанком» разработана  программа льготного кредитования субъектов агротуризма (под 5 процентов на 7 лет). Причем без залогов и поручителей можно получить до 10 тысяч долларов. При этом процедура получения кредита максимально упрощена.
Белорусский плюс
Сегодня в Беларуси условия для развития сельского туризма одни из самых льготных среди соседних стран. Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Франческо Франжали считает, что на международном туристическом рынке Беларусь может выделяться и конкурировать именно в сфере агро- и экотуризма. Это мнение эксперта, который может сравнить  и увидеть картину в целом (в ВТО входит порядка 150 государств).
На Западе фактически ушли в прошлое девственно нетронутые реки, деревенский образ жизни в его исконном понимании, личные подсобные хозяйства. Люди там не имеют возможности погладить козочку, увидеть, как доят корову, не знают, как растет обычная картошка. Им некуда пойти за грибами или ягодами.
Впрочем, и российских туристов, у которых собственной подобной экзотики не меньше, привлекает белорусский сельский отдых. Хлебосольные белорусские хозяева организуют для них вкусное питание, причем все домашнее – сыры, мед, сало, экологически чистые овощи и фрукты, фирменные блюда хозяюшек. Уютные и комфортные усадьбы, оформленные в стиле деревенской хаты, «дворянского гнезда», оснащенные всем необходимым, создают для российских туристов гармоничную и здоровую повседневную жизнь. Не оставляют равнодушными россиян грибные и ягодные вылазки. Союзные туристы имеет возможность открыть с помощью хозяек усадеб  и секреты сбора целебных растений.
«У меня небольшой дом с комнатой на  шесть мест, поэтому в год принимаю порядка 120 человек, – рассказывает Ольга Маханенко, хозяйка усадьбы «Приозерная»  (Лепельский район Витебской области). – Среди них есть, конечно же, и россияне. Последний турист, который у нас отдыхал, был из Петербурга. Обещал летом обязательно  приехать опять. Россиянам нравится наша сытная белорусская кухня, в которой нет даже такого понятия, как порционное блюдо».
Вместо пяти звезд
Чтобы объективно оценить картину белорусского сельского туризма, я решил посмотреть на проблему сервиса глазами туриста. Но начать хочу издалека…
Как-то пришлось побывать в испанском замке на рыцарском турнире. Встретили достойно-вежливые граф и графиня,  препроводили в ложу для почетных гостей. Слуги угостили прекрасным вином и аппетитной курицей. И я стал наслаждаться поединком отважных рыцарей с захватчиками-сарацинами.
Но не эти заморские чудеса вызвали удивление. А то, что на месте массивного замка всего несколько лет назад был заброшенный пустырь. А графская семья, слуги, рыцари, сарацины – это обыкновенные артисты, устроившие представление.
Казалось бы, зачем испанцам, имеющим теплое и хрустально чистое Средиземное море, Канары, множество древних замков, римские виадуки и прочие достопримечательности, понадобился замок-новодел с артистами? А ларчик-то просто открывается. Туристы, накупавшись, захотят чего-то  сказочного. А вот вам по вашему хотению и сказочный замок с прекрасными дамами, благородными рыцарями и свирепыми сарацинами.
У испанцев все, что связано с жизнью туриста, продумано до мелочей. Результат – второе место в мире по приему туристов. Как и испанцы, белорусы начинают менять свою психологию. Пример тому – не только строительство современных гостиниц, создание туристических зон, но и развитие сельского туризма. Но при этом важно «держать планку».
Беларусь старается сделать свой сельский турпродукт, отвечающий мировым требованиям. Национальным агентством по туризму Беларуси, институтом Госстандарта разработаны стандарты белорусских сельских усадеб. В мире объектам сельского туризма присваиваются аналоги звездочек: колоски, аисты и т.д. В Беларуси это – петушки. Так вот, 15 белорусским усадьбам уже присвоены 4 петушка (высшая категория). А это значит, туристам предлагаются полный комфорт, живописное место, хозяйская вежливость и комплекс разнообразных услуг.
За пять лет развития сельского туризма в Беларуси создано свыше 400 усадеб.  Но для того чтобы республика могла начать специализироваться на агро-, экотуризме, их должно быть как минимум в четыре раза больше.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter