Все без обмана

1 ноября в ТЦ «Ждановичи» откроется первый свободный таможенный склад
1 ноября в ТЦ «Ждановичи» откроется первый свободный таможенный склад

Свободный таможенный склад можно сравнить с автомобильным гипермаркетом, куда сможет прийти любой покупатель и выбрать подержанную иномарку. Тут же ее купить, зарегистрировать и получить номера.

Страна переживает автомобильный бум. В самый его пик рынок буквально взорвала новость о так называемых свободных таможенных складах, о которых шла речь на совещании у Президента. В минувшие выходные нововведение стало главной темой разговоров на интернет–форумах и авторынках. Как водится, пошли толки–пересуды. Скептики уверяли, мол, цены на машины подскочат еще сильнее, вход на склады будет только для избранных и т.д. и т.п.

Очевидно, искусственный ажиотаж возбуждают продавцы, заинтересованные в том, чтобы продать иномарки по завышенным ценам. Ведь вскоре у них появится серьезный конкурент, который предложит покупателю совсем другие, более честные правила игры. Вместе с тем с 1 ноября хаотично сложившийся автомобильный рынок обретет реальные очертания. В Ждановичах начнет работать первый в стране свободный таможенный склад. Его можно сравнить с автомобильным гипермаркетом, куда сможет прийти любой покупатель и выбрать подержанную иномарку.

Допустим, понравился вам во-о-он тот «Форд». Прежде всего вы его, конечно, захотите протестировать на СТО. Пожалуйста! Это можно будет сделать прямо на складе–магазине. Когда убедитесь, что и цена, и техническое состояние вас удовлетворяют, заплатите за автомобиль в отделении банка, оформите машину на себя и внесете таможенную пошлину здесь же. Потом, не выезжая за пределы рынка, поставите на учет в ГАИ и пройдете техосмотр. После останется получить номера, заправиться и уехать домой на собственном авто. Вся процедура займет всего несколько часов!

— Снижение цен на подержанные иномарки по сравнению с нынешними с 1 ноября может кому-то и покажется несущественным, — говорит председатель правления ТЦ «Ждановичи» Евгений Шигалов. — Зато потребитель увидит товар лицом: он будет точно знать, что покупает и во сколько обойдется ремонт машины. А места на рынке предостаточно, рядом СТО, таможня, нотариальные конторы, отделения банков, ГАИ. Словом, все, что надо для диагностики, покупки, оформления и регистрации автомобиля за один день.

Впрочем, машину, как и раньше, можно будет заказать у перегонщиков либо поехать за ней самому. Но последнее, например, сопряжено с определенным риском для жизни. В Польше, скажем, до сих пор орудует автомобильная мафия: бывшие соотечественники оккупировали трассы и снимают мзду с автолюбителей. Плюс расходы на визу, проезд, проживание... Доверяя деньги перегонщику, покупатель не знает, за что платит. А де–факто выясняется, что техническое состояние пригнанного автомобиля оставляет желать лучшего. Отказаться от покупки — значит потерять залог.

На свободном таможенном складе не станут скрывать дефекты машин. Все должно быть прозрачно и цивилизованно. Это главные принципы работы таможенного склада, о которых говорилось на совещании у Президента. В то же время перегонщиков машин никто вытеснять с рынка не собирается. Наоборот, по словам Евгения Шигалова, им предложат сотрудничество. «Мы заинтересованы в том, чтобы дилеры и перегонщики помогали заполнять склад иномарками, — говорит председатель правления ТЦ «Ждановичи». — Сейчас рассматриваем несколько вариантов взаимодействия, но пока не пришли к единому мнению».

В этом случае удастся легализовать работу перегонщиков. Сейчас они умело скрывают прибыль, в результате десятки тысяч долларов идут в обход казны. К тому же схемы поставок автомобилей на белорусский рынок иногда имеют криминальный оттенок. На прошлой неделе московский уголовный розыск перекрыл канал поставки ворованных иномарок в Беларусь. Машины перевозили из Москвы в Минск с фальшивыми документами и в объезд всех постов ГАИ. Не исключено, они «всплыли» бы на наших авторынках.

Государство предложило достойную альтернативу «серым» схемам поставки подержанных автомобилей. Но выбор по–прежнему остается за покупателем.


А как сейчас на рынке?

— По всей стране работают тысячи перегонщиков, — рассказал Игорь, один из продавцов на минском авторынке. — Они покупают 10–летние БМВ или «Ауди» в Германии или Литве за 2 — 3 тысячи долларов. Не секрет, что практически все «иностранки» либо побывали в аварии, либо «тонули» во время недавних наводнений в Европе. Их привозят сюда, оплачивают таможенные пошлины, латают дыры, и машина автоматически дорожает в 1,5 — 2 раза. Каждые выходные только на минских рынках на продажу выставляют более 10 тысяч таких иномарок.


Кстати

Сегодня в каждой второй семье есть машина, а в некоторых и не одна! Из 2 миллионов 600 тысяч автомобилей, стоящих на учете в ГАИ, 1 миллион 800 тысяч принадлежат физическим лицам.


Компетентно

Председатель Белорусской автомобильной федерации Анатолий Шевченко:

— Опыт работы таких свободных таможенных складов уже есть. К примеру, в соседней Литве. За счет небольшой надбавки и огромного оборота владелец склада получает прибыль. Это удобно и легально. Чуть что, можно предъявить претензии продавцу, потребовать вернуть деньги. Есть же закон о защите прав потребителей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter